Светлана Сигунькова
«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ».
Хочешь накормить человека один раз —
дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь —
научи его рыбачить.
(Конфуций)
Слайд 2.
В свете реализации ФГОС ДО становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Публикация «„Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ“,» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Основоположником проектного метода является американский педагог, философ демократ Джон Дьюи. Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.
Проект (брошенный вперёд) – прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование процесс создания проекта. Проектный метод – это осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.
Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги.
Основное предназначение метода проектов, это
- предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных областей. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.
Слайд 3
Преимущества проектного метода заключается в том, что он
- является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Слайд 4
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование проектного метода в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Слайд 5
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие педагоги, дети и родители.
Слайд 6
В образовательной деятельности ДОУ выделяются следующие основные этапы работы над проектами :
1. Выбор цели проекта
Воспитатель помогает выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.
2. Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью
- с какими предметами научиться работать для достижения цели
- определяются источники информации
- подбираются материалы и оборудования для работы.
3. Выполнение проекта
- Выполняется практическая часть проекта
4. Публичное представление
5. Подведение итогов
Проводиться оценка результатов
Слайд 7
Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов:
- Что я уже знаю об этом?
- Что хочу узнать?
- Что надо для этого сделать?
Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.
Слайд 8
Задачи обучения проектной деятельности различны. В младшем дошкольном возрасте это:
- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Слайд 9
В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, например: «Любимые сказки», «Моя любимая игрушка», мини-музей «В мире сказок» и др. В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности : проекты комплексные : выставка творческих работ и праздник «Моя родина Россия», «Дорогая моя столица», «Мама – самый лучший друг» и др. ; практико-ориентировочные – благоустройство группы, уход за клумбой; индивидуальные «Зверьё моё», «Моя семья»; групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране акварели» и др; исследовательские «Что мы знаем о музыке», «Как рождается театральная кукла» и др.
Слайд 10
В 2015-16 учебном году педагогами нашего ДОУ реализуются следующие интегративные проекты :
Слайд11
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
«Любимые сказки» (Калинина Т. П.) – 2 младшая группа
«Мой родной город Сергач» (Командина Н. Г.) – смешанная группа (3-5 лет)
«Мини-музей «Предметы старины» (Данова Н. В., Живодёрова Е. В.) – средняя группа
«Моя малая родина» (Вахромеева Н. А.) – старшая группа
«Мама – солнышко моё» (Муллер Л. А., Федотова З. А.) – подготовительная группа (Слайд 12)
«Мой край родной» (Фролова Е. Н., Федотова З. А., Муллер Л. А.) – подготовительная группа
Слайд13
Итоговыми мероприятиями данных проектов стали продукты детской и совместной деятельности художественно-эстетической направленности: театрализованные представления, выставки рисунков и поделок детей, (слайд 14)
праздники, (слайд 15)выставки совместного творчества и др. (Слайд 16,17)
К оценке итогового продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.). Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.
Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе ДОУ
(Слайд 18)
Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определё нные этапы:
1-й этап. (старший дошкольный возраст)
На 1 этапе воспитатель
- формирует проблему и цели проекта, после
-определяет продукт проекта;
-вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после
- формулирует задачи
Задачами детей на этом этапе могут являться:
- вхождение в проблему
- «вживание» в игровую ситуацию
- принятие задач и целей
-дополнение задач проекта
Последний пункт очень важен, поскольку одной из особо значимых задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Слайд 19
2 этап.
На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Слайд 20
3 этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Слайд 21
4 этап
Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (педагогам и родителям) продукт собственной деятельности.
Слайд 22
Классификация проектов
В настоящее время проекты в ДОО классифицируются по следующим признакам:
По тематике или доминирующему виду деятельности (творческие, информационные, игровые, исследовательские)
По количеству участников (индивидуальные, групповые, межгрупповые, фронтальные)
По срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
По содержанию (монопроекты, интегративные)
По количеству индивидуальные
групповые
межгрупповые
фронтальные
По содержанию Монопроекты (одна образовательная область)
Интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности Краткосрочные
Среднесрочные
Долгосрочные
По доминирующему виду проектной деятельности Информационные
Исследовательские
Творческие
Игровые
Слайд 23
Типы проектовв ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей
Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старшиая – подготовительная группы
Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Вторая младшая - подготовительная
группы
Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Средняя - подготовительная группы
Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, театральной постановки и т. п. Вторая младшая - подготовительная
группы
Слайд24
Фиксация проектной деятельности
Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности, через которую реализуются отдельные этапы (задачи) проекта :
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организация которых обеспечивается воспитателем Дни недели
Пн Вт Ср Чт Пт
Организованная образованная деятельность
Наблюдения (экскурсии, прогулки)
Экспериментирование, моделирование
Коммуникативные навыки
Дидактические игры
Художественная деятельность
Театрализованные игры
Конструирование
Спортивные игры
Слайд 25
Матрица проекта
1. Тема проекта :___
2. Проблема:___
3. Цель:___
4. Задачи:___
5. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) :
6. Описание продукта, полученного в результате проекта :___
7. Вид проекта :___
8. Состав участников:___
9. Межпредметные связи:
Название раздела программы Содержание Задачи
Слайд 26
10. Дополнительная информация, необходимая для выполнения
проекта :___
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :___
12. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый
Аналитический
Практический
Презентационный
Контрольный
13. Организационные формы работы над проектом :
Формы работы Сроки
Занятия
Наблюдения
Экспериментирование,
моделирование
Экскурсии
Самостоятельная работа с родителями
Групповое обсуждение
14. Форма проведения презентации:___
Слайд 27
Электронный адрес сайтов по проектной деятельности в ДОУ
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-gostjah-u-skazki-322745.html
https://www.maam.ru/obrazovanie/proekty-tvorcheskie
https://www.maam.ru/obrazovanie/proekty
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html
https://podsnezhniksad.ucoz.com/index/proektnaja_dejatelnost_v_detskom_sadu/0-727
https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost
https://dochkolenok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-dou
Слайд 28
Литература
1. Проектная деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2014
2. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //
Штанько И. В. Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
3. Педагогический совет в условиях введения ФГОС ДО/ Е. Г. Бацина, Н. М. Сертакова и др. Волгоград: Учитель, 2016
4. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада №8 «Сказка»