Алла Кожевникова
Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Проектный метод в ДОУ
1. Актуальность проектов как особой формы развития детей
Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержания и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребёнка, в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, тогда содержание является личностно – значимым, а средства доступными. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится «метод проектов»
Публикация «Метод проекта как форма организации единого образовательного пространства» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Задачи модернизации российского образования и его пародигмальные изменения направлены на формирование состоятельности и самостоятельности субъекта учения, культуры, жизни. Образованность рассматривается как способность решать проблемы различной сложности и значимости.
Следовательно, основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач.
Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей.
К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, полипарадигмальность – отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течении длительного времени.
Педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а так же комплект документов, отражающие цели проектирования, состав, структуру объекта проектированных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть что педагогическое проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того что может возникнуть.
Под проектирование понимается «просмысливание того что должно быть». Приводя это определение, мы подчёркиваем «идеальный характер действия и его нацеленность на проявление чего – либо в будущем, отмечая, что именно эти две характеристики отличают проектирование как таковое от других видов деятельности.
2. Достоинства метода проектов.
1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.
2. Метод проектов даёт чёткий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка.
3. В основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.
4. Метод проектов позволяет оптимизировать стиль - плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей.
В настоящее время проектирование в образовании развивается в трё х направлениях:
1. Интегративное обучение основанное на интересах дошкольника.
2. Формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей.
3. Совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.
3. Типы проектов :
1. Исследовательский – творческий – это экспериментирование которое затем оформляют в виде газеты или драматизации.
2. Ролево - игровые Они бывают с элементами творческих игр в которых решаются поставленные проблемы.
3. Информационно – практико – ориентированные Собирается информация и реализуется, ориентируется на социальные интересы.
4. Творческие Оформление результата в виде детского праздника
4. Виды проектов :
Комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные, социальные, информационные.
5. Структура проекта.
1. Тема. Может быть самой разной и предложена как самими детьми так и воспитателем.
2. Сроки реализации. По продолжительности проекты бывают : краткосрочные (1-2 занятия или 1-2 недели, средней продолжительности, долгосрочные от 1 года.
3. Возраст детей
4. Актуальность темы проекта. Обоснование выбора темы, анализ конкретной ситуации, заканчивается формулировкой проблемы и противоречий. Выявить причины и проблемы (объективные, субъективные) ответить на вопросы откуда взялись проблемы.
5. Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу)
6. Цель проекта. Всегда одна – это мечта, которая должна осуществиться к определённому времени, не должна начинаться с глагола, должна быть досягаема.
7. Задачи проекта. Это пошаговое действие достижения цели (3-5 задач, начинается с глагола, формируется на каждую причину.
8. Этапы. (стратегии и механизмы реализации) план: что необходимо сделать, когда, где, кто будет делать. Работа над проектом распределяется по этапам.
1 этап: Формируем проблему (цель, формируем задачи, сбор информации, подготовка оборудования.
2 этап: Планируется и организуется деятельность (работа с детьми, с родителями, оснащение среды, практическое осуществление проекта.
3 этап: Презентация проекта, оформление продукта полученного в ходе реализации проекта, а затем представляем его зрителям или экспертам
9. Ожидаемый результат: связан с целью и задачами, качественным и количественным показателем (диагностика)