Татьяна Кывыржик
Метод час: «Игра — путь познания предметного мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе и в дидактических играх.
Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать, как специфический способ решения задач.
Например, пришло письмо от Петрушки, он гостит у бабушки, Бабушка дала ему задание: посадить на огороде морковь, полить цветы, пропылесосить ковер, а Петрушка перепутал все орудия труда и просит детей помочь ему.
Публикация «Метод час: „Игра — путь познания предметного мира“» размещена в разделах
Мотивация определяет программу игровых действий. Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальностью: перевоплощение в конкретный образ в игровой ситуации.
Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их. Очень высокое значение имеет руководство поведением детей с помощью правил игры.
Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены 3 группы дидактических игр:
1. Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
2. Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические).
3. Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметов, предметного мира.
Игры первой группы на рассмотрение педагога с трех сторон, предмет, как таковой:
Предмет, как результат деятельности взрослого;
Предмет, как творение человеческой мысли.
Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах, развитие понимания перспективы предметного окружения, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.
Играм первой группы относятся игры-описания, игры-раскладки, игры-определения, игры типа «Собери, отремонтируй, воссоздай», игры-путешествия.
Такие дидактические игры должны использоваться в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей от умения определить способ действия конкретных предметов и умение назвать способ их использования и назначения.
К способности самостоятельно загадывать о предметах загадку и далее устанавливать связь между предметами и пользой от него и между человеком и природой. Что не дала человеку природа, он создал сам.
В младших группах ознакомление с предметным миром можно проводить в форме игры-занятия, а в старшей – в форме дидактической игры.
При проведении дидактической игры важно создать атмосферу, позволяющую ребенку реализовать свою активность по отношению к предметному миру.
Например, игры-раскладки направлены на формирование умения определить, к какому миру рукотворному или природному относится предмет. Это «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место предмета».
Игры-определения – определить способ использования предметов («Что лишнее», «Скажи, как использовать предмет», «Радио»).
Игры-загадки, отгадки, игры-описания – опиши предмет («Что предмет расскажет о себе», «Кто быстрее»). Игры вызывают у детей интерес к рукотворному миру и людям. Особое значение для развития творчества детей имеет формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.
Необходимо учиться у природы, создавать предметное окружение. Главная цель: учиться понимать то, чего не дала человеку природа, он придумал сам (нет крыльев, не умеет летать – создал самолет, вертолет; не умеет плавать на большие расстояния – создал корабли; придумал подъемный кран, если сам не высок).
Начиная со среднего возраста, нужно стремиться сформировать у детей умение устанавливать связь между объектами природы и предметами творческой мысли человека.
Предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы: мышка – животное и элемент компьютера, лист у дерева и лист бумаги.
Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает становление мировидения ребенка, развитие творчества.
Это игры-эксперименты, игры-опыты, которые включают экспериментальные, алгоритмические, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выявления их скрытых связей в системах человек – предмет, природа – человек – предмет.
Они позволяют решать такие задания, как формирование умения видеть многообразие мира в системе взаимодействий и взаимозависимостей.
Для детей младшего возраста можно проводить такие игры, как: «Что звучит музыка или шум?», «Определи дерево».
Для детей среднего и старшего возраста предусмотрены более сложные игры, они включают в себя несколько игровых элементов и преследуют следующие цели:
1. Побуждать выполнять ряд последующих действий.
2. Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и его употреблением.
Составляют игры: «Когда это бывает», «Морской бой», «Как согреть руки».
Игры третьей группы направлены на приобщение детей к преобразованию предметов.
Играя, они могут сами объяснить, почему и как один и тот же предмет изменился, как можно изменить его, чтобы он в какой-то степени удовлетворял потребности человека. К этой группе относятся игры-преобразования, которые побуждают детей выступать в роли преобразователей.
Результаты – появление потребности в творчестве, самовыражение. В ходе этих игр дети учатся ставить цель, осуществлять планирование и реализовывать задуманное.
Система дидактических игр имеет педагогическую ценность в познании предметного мира.