Папки-передвижки

Метод час: «Игра — путь познания предметного мира»

Татьяна Кывыржик
Метод час: «Игра — путь познания предметного мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе и в дидактических играх.

Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать, как специфический способ решения задач.

Например, пришло письмо от Петрушки, он гостит у бабушки, Бабушка дала ему задание: посадить на огороде морковь, полить цветы, пропылесосить ковер, а Петрушка перепутал все орудия труда и просит детей помочь ему.

Публикация «Метод час: „Игра — путь познания предметного мира“» размещена в разделах

Мотивация определяет программу игровых действий. Эмоциональная насыщенность игр связана с их образностью и оригинальностью: перевоплощение в конкретный образ в игровой ситуации.

Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их. Очень высокое значение имеет руководство поведением детей с помощью правил игры.

Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены 3 группы дидактических игр:

1. Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

2. Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические).

3. Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметов, предметного мира.

Игры первой группы на рассмотрение педагога с трех сторон, предмет, как таковой:

Предмет, как результат деятельности взрослого;

Предмет, как творение человеческой мысли.

Целями этих игр является обогащение опыта детей сведениями об окружающих предметах, развитие понимания перспективы предметного окружения, расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Играм первой группы относятся игры-описания, игры-раскладки, игры-определения, игры типа «Собери, отремонтируй, воссоздай», игры-путешествия.

Такие дидактические игры должны использоваться в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей от умения определить способ действия конкретных предметов и умение назвать способ их использования и назначения.

К способности самостоятельно загадывать о предметах загадку и далее устанавливать связь между предметами и пользой от него и между человеком и природой. Что не дала человеку природа, он создал сам.

В младших группах ознакомление с предметным миром можно проводить в форме игры-занятия, а в старшей – в форме дидактической игры.

При проведении дидактической игры важно создать атмосферу, позволяющую ребенку реализовать свою активность по отношению к предметному миру.

Например, игры-раскладки направлены на формирование умения определить, к какому миру рукотворному или природному относится предмет. Это «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место предмета».

Игры-определения – определить способ использования предметов («Что лишнее», «Скажи, как использовать предмет», «Радио»).

Игры-загадки, отгадки, игры-описания – опиши предмет («Что предмет расскажет о себе», «Кто быстрее»). Игры вызывают у детей интерес к рукотворному миру и людям. Особое значение для развития творчества детей имеет формирование представлений о взаимосвязи природы и человека.

Необходимо учиться у природы, создавать предметное окружение. Главная цель: учиться понимать то, чего не дала человеку природа, он придумал сам (нет крыльев, не умеет летать – создал самолет, вертолет; не умеет плавать на большие расстояния – создал корабли; придумал подъемный кран, если сам не высок).

Начиная со среднего возраста, нужно стремиться сформировать у детей умение устанавливать связь между объектами природы и предметами творческой мысли человека.

Предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы: мышка – животное и элемент компьютера, лист у дерева и лист бумаги.

Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает становление мировидения ребенка, развитие творчества.

Это игры-эксперименты, игры-опыты, которые включают экспериментальные, алгоритмические, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выявления их скрытых связей в системах человек – предмет, природа – человек – предмет.

Они позволяют решать такие задания, как формирование умения видеть многообразие мира в системе взаимодействий и взаимозависимостей.

Для детей младшего возраста можно проводить такие игры, как: «Что звучит музыка или шум?», «Определи дерево».

Для детей среднего и старшего возраста предусмотрены более сложные игры, они включают в себя несколько игровых элементов и преследуют следующие цели:

1. Побуждать выполнять ряд последующих действий.

2. Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи между пользой предмета и его использованием, между строением предмета и его употреблением.

Составляют игры: «Когда это бывает», «Морской бой», «Как согреть руки».

Игры третьей группы направлены на приобщение детей к преобразованию предметов.

Играя, они могут сами объяснить, почему и как один и тот же предмет изменился, как можно изменить его, чтобы он в какой-то степени удовлетворял потребности человека. К этой группе относятся игры-преобразования, которые побуждают детей выступать в роли преобразователей.

Результаты – появление потребности в творчестве, самовыражение. В ходе этих игр дети учатся ставить цель, осуществлять планирование и реализовывать задуманное.

Система дидактических игр имеет педагогическую ценность в познании предметного мира.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание как предпосылка познания окружающего мира ПЛАН: I. Понятие сенсорного воспитания II. Психолого – педогогические основы сенсорного воспитания. III. Задачи и содержание сенсорного.

Фотоотчёт «Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации»Фотоотчёт «Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации» Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации целесообразней всего проводить в.

Мастер-класс «Экспериментирование как метод познания детьми живой и неживой природы» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте. Материалы консультации МЕТОД ПРОЕКТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Материалы консультации для педагогов детского.

НОД по познанию предметного и социального мира в старшей группе на тему «Культура питания Дальнего Востока» Цель: формирование знаний о культуре питания Дальнего Востока Задачи: - познакомить детей с дарами нашего края - обогащение словаря Материалы.

Перспективное планирование игровых образовательных ситуаций по разделу «Познание предметного и социального мира» месяц неделя Тема ИОС Программное содержание Литература сентябрь 3 Осень золотая Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Театрализованная деятельность у дошкольников, как способ познания себя и окружающего мира. Театр – это увлекательная игра для детей дошкольного возраста. Через ход и правила игры театральных постановок, этюдов ребенок знакомится.

Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира Демина Ю. В., Глущенко Е. Н., Федулова С. В. воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкин В течение всего.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Творческая группа «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» Руководитель: Лободанова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод час: «Игра — путь познания предметного мира»
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 12:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод час: «Игра — путь познания предметного мира»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кывыржик (УИ 657710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД