Марина Громова
Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте. Материалы консультации
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Материалы консультации для педагогов детского сада.
Подготовила воспитатель Громова Марина Владимировна.
Главное стратегическое направление развития системы образования в мировой педагогике - развивающее обучение. На сегодняшний день именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения и в дошкольной педагогике.
Публикация «Метод проектов-эффективный способ организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте, Материалы консультации» размещена в разделах
Важно определиться, что имеется ввиду под развивающим обучением.
«Развивающее обучение - тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности, основа процесса обучения - учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий».
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики большую известность и популярность приобрёл метод проектов. Почему? Я сделала вывод:
• Он легко вписывается в образовательный процесс, не меняя содержания обучения, которое определено образовательным стандартом, образовательной программой.
• Это технология, которая позволяет при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому направлению (разделу) другими, альтернативными традиционным, методами.
• И, кроме того, это истинно педагогическая технология, гуманистическая по своей сути, обеспечивает не только усвоение учебного материала, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (основанного на собственных выводах).
Итак, метод проектов привлекателен для меня тем, что ему присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность детей и взрослых, конкретный продукт, как результат этой деятельности, возможность презентации результатов. Мне нравится, что метод проектов позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, а также уйти от традиционной системы занятий.
Метод проектов в ДОУ носит характер сотрудничества, так как дошкольник не всегда может сформулировать проблему и чётко определить цель. В этом сотрудничестве принимают участие все - дети, родители, педагоги. Родители - это важный источник информации, поддержки, активные участники, которые в ходе реализации проекта могут не только обогатить свой педагогический опыт, но и испытать чувство сопричастности к успехам ребенка, радость за общий, совместными усилиями достигнутый результат.
В условиях детского сада проект - это своеобразная «игра всерьез», результаты ее значимы как для детей, так и для взрослых.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
1. Выбирается тема, ставится цель. Взрослый помогает обнаружить проблему, иногда сам провоцирует ее или же создает такую образовательную ситуацию, в ходе которой дети сами определяют проблему. Проблема выносится на обсуждение, в результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую в ходе поисково-познавательной деятельности надо подтвердить или опровергнуть. Именно из проблемы вытекают задачи исследования.
2. Разработка совместного плана действий. Очень важно учитывать мнения и предложения всех участников проекта, особенно детей. Обсуждение методов исследования статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.).
3. Практическая часть. Здесь ребенок непосредственно экспериментирует, собирает информацию, систематизирует и анализирует полученные данные.
4. Подведение итогов, оформление результатов, презентация проекта. На мой взгляд, это самый эмоциональный этап. Здесь дети могут поделиться радостью от достигнутых результатов с окружающими.
Очень важно продумывать предметную среду, чтобы она являлась фонов к поисково-познавательной деятельности.
5. Может появиться необходимость в выдвижении новых проблем исследования.
Этот метод можно применять как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Только старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности, возможностей для самореализации. Применяя его со старшими дошкольниками в образовательной деятельности, я понимаю, что проект - это продукт сотрудничества и сотворчества всех участников. Он разрабатывается и реализуется в группе коллективно.
В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный социальный опыт, который дети могут использовать в ходе реализации проекта.
Старший дошкольный возраст - сензитивный период для развития познавательных потребностей, ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, а метод проектов дает эту возможность. Дети 5-7 лет проявляют готовность участвовать во всех проектах, предложенных взрослыми, но и сами самостоятельно находят проблемы, которые могут стать отправной точкой для исследования. Не надо слишком опекать детей, а давать им больше самостоятельности для самореализации.
Первой нашей работой стал краткосрочный образовательный проект по формированию исследовательских умений дошкольников "Здоровые зубы - здоровью любы". В ходе реализации этого проекта мы должны были опытным путем доказать отрицательное влияние на зубы определенных продуктов: горячих и холодных напитков, газированных напитков, сладостей, а также убедиться в положительном влиянии на зубы продуктов, содержащих кальций и зубной пасты. Наиболее активные дети проводили эксперименты в домашних условиях совместно с родителями, а на следующий день воспроизвели эти опыты в детском саду и делали самостоятельные выводы о воздействии определенного продукта на зубы. Были и участники, записавшие эксперимент на видео, которое мы потом просмотрели в мини-лаборатории профессора Всезнайкина. Все с удовольствием участвовали в данном проекте. У всех участников присутствовал неподдельный интерес. На мой, взгляд, это неплохой и, как показала практика, эффективный способ приобщения детей к "правильному питанию".
Следующим проектом стало создание мини-музея в группе "История обыкновенных вещей". Были собраны экспонаты разнообразных часов, дети узнавали историю появления часов в их семье. Мы организовали выставку "Из истории часов", создали альбом "Известные часы мира". Ребята сами провели экскурсию по нашему мини-музею для детей из других групп. Данный проект позволил не только познакомить старших дошкольников с часами и их разнообразием, но и начать формирование интереса и уважения к истории семьи.
Ребята нашей группы приняли активное участие в проекте ДОУ "Город мой любимый, город мой родной". Кульминацией участия в проекте стал межгрупповой КВН, для подготовки к которому дети искали интересные факты из истории города, обсуждали их. Также в ходе этого проекта была сделана презентация о нашем городе, мы поучаствовали в выставке творческих работ по теме проекта.
Еще один проект, участниками которого стали ребята нашей группы, "Витаминки в корзинке". Целью данного проекта было формирование ценностного отношения к своему здоровью (на основе правильного питания, воспитание желания и потребности участвовать в посильной трудовой деятельности. Результатом проекта стала организация мини-огорода на территории ДОУ (теплицы) с возможностью его постоянного использования. В нем мы выращиваем зелень и овощные культуры (продукты здорового питания).
В перспективе у нас новые проекты, которые, надеюсь, будут также интересны.
Вывод:
В ходе проектной деятельности у старших дошкольников развивается интеллектуальная инициатива, формируются навыки коммуникативного общения, навыки самостоятельного поиска нужного решения. Становясь активным участником какого-либо проекта, старший дошкольник приобретает способность сомневаться, критически мыслить,
искать ответы на сложные вопросы. Знания, полученные путем поисковой деятельности, лучше усваиваются, нежели знания, полученные на традиционном занятии. Дети учатся глубже и точнее анализировать проблему, рассуждают, делают умозаключение