Людмила Беляева
Метафорические карты в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Метафорические карты в работе с детьми
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, и требует от дошкольного учреждения создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. И наша задача как педагогов обеспечить все условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Публикация «Метафорические карты в работе с детьми» размещена в разделах
Для выполнения этих требований необходимо внедрять новые, интересные, современные, но в тоже время удобные и эффективные методы работы. Одним из самых действенных и простых инструментов являются метафорические ассоциативные карты - МАК.
В своей статье мне бы хотелось поделиться опытом по использованию этого метода. Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и создателем, и изобретателем.
Так что же такое МАК и как они помогут в развитии дошкольника?
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или календарь карманный, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Преимущество работы с метафорических ассоциативными картами позволяет :
- Стимулировать творчество и интуицию, развивать все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание;
- Снять психологическое и эмоциональное напряжение;
- Создать атмосферу безопасности и доверия;
- Позволяет проговорить проблемную ситуацию, что само по себе уже несёт эффект коррекции;
- Позволяет ребёнку создать и прожить ситуации в прошлом, настоящем и будущем;
- Запускает механизмы поиска внутренних ресурсов, поиска механизма выхода из критической ситуации;
- Позволяет педагогу наглядно увидеть картину любых межличностных отношений, то есть являются ещё и прекрасным диагностическим материалом.
В своей работе с детьми дошкольниками я использую несколько комплектов метафорических ассоциативных карт :
«Тропинка к своему Я» Л. И. Кононова, издательство речь;
«Я и все-все-все» К. Крюгер, издательство речь;
«Роботы» автор Т. Ушакова, издательство Генезис;
«Домик номер шесть» С. Добычина, издательстве «Ридеро».
Метафорические животные Стефанией Янковской изд-во «Речь»
Каждый из этих карт несёт свою направленность, а также предназначена для своей категории пользователей.
Приведу пример нескольких техник - вариантов работы с картами, применяемых мною в работе с детьми :
Метафорические ассоциативные карты «Роботы»
«Робот – портрет»
Представь, что ты создатель роботов. Создай робота, похожего на тебя. Как живется твоему роботу? ( как вариант: а каким ты хочешь, чтобы он был? Сделай такого, Создай друга своему роботу; Свое сообщество роботов; Свою семью роботов; Создай робота в прошлом, настоящем, будущем; Создай роботов, похожих на окружающих тебя людей.
Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка.
Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Это придает ребенку уверенность в безопасности («ведь это не про меня рассказ, а про этого робота!»
Ребенок в ходе игры выделяет самые значимые для него качества, выделяет все особенности, моделирует будущее и делает заключения.
Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.
Таким образом, у ребёнка с помощью метафорических ассоциативных карты формируется опыт позитивного выхода из травмирующего обстоятельства.
Приведу пример нескольких техник, применяемых мною в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ. Сразу оговорюсь, что пространство для работы с этой категорией детей должно иметь несколько зон, обязательной из которых является зона снятия психо – эмоционального напряжения. Продолжительное время находиться в статичном состоянии дети данной категории не могут, поэтому выстраивать работу с метафорическими ассоциативными картами необходимо в интеграции с упражнениями по телесно – ориентированной коррекции.
Также в работе с детьми использую колоду Метафорические животные, техника «Я и моя семья» позволяет проследить эмоциональную связь в семье. Ребенку предлагают выбрать сначала себя, потом маму, папу, возможно бабушку… а потом обсуждают карты, почему ты выбрал именно эту карту? Чем она похожа на маму?
Техника «Разговор с трудными чувствами» (злость, вина, тревога, страх)Предлагаем выбрать карту, которая похожа на твою злость, рассказать об этом животном, какое оно? Зачем оно тебе? Чего ты боишься? Что нужно сделать чтобы оно исчезло?
Опыт работы с таким проективным материалом позволяет сделать вывод:
- Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
- Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
- С помощью карт ребенок активизирует и обогащает словарный запас
- МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
- МАК развивают творческую составляющую.
Использование такой инновационной методики даёт возможность детям дошкольного возраста через игру получить возможность решения проблемных ситуаций, оставаясь в безопасности, получить опыт проживания предполагаемых затруднительных ситуаций и нахождение допустимого положительного выхода из них, обретая опыт выстраивания допустимой линии поведения.
Дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый педагог может найти собственное применение картам в воспитании и развитии детей.