Анастасия
Метафорические карты как инструмент психологической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Популярность метафорических карт растет с каждым годом, и это естественно, так как зрительные впечатления чрезвычайно важны для человека. В своей психолог работе я использую колоды карт «Из сундука прошлого», «Она» и «Роботы», хоть они и не самые распространенные, но очень полюбились мне и помогают мне каждый день в работе с детьми родителями и педагогами.
Публикация «Метафорические карты как инструмент психологической работы» размещена в разделах
- Метафорические ассоциативные карты (МАК)
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, это всегда рассказ о выдуманных или реальных событиях, которые являются для психолога мощным средством для интерпретации. Человек проецирует на карты то, что обычно находится под замком, надо только научиться это видеть и слышать. Но следует помнить, что метафорические карты это не средство для постановки диагноза и составление заключения.
Ребенок или взрослый, выбирая ту или иную карточку, рассматривая ее и представляя психологу, рассказывает о себе, и из этого рассказа становится понятнее откуда он черпает силы, кого он боится и во что верит.
Особую значимость приобретают метафорические карты, выступая в качестве диагностического инструментария детско-родительских, семейных взаимоотношений. Из рассказа ребенка можно проследить то, как он воспринимает себя – как жертву или как героя, как зрителя или действующего лица, таки образом психолог может увидеть, какие препятствия у ребенка стоят на пути и как он их преодолевает. Карты очень привлекательны, действуют успокаивающе на тревожных детей, помогают сосредоточится детям с нарушениями внимания, создают общее детско-взрослое пространство для игры.
Их хочется рассматривать, держать и крутить в руках, с ними хочется что-то делать.
В системе бюджетного муниципиального обслуживания частенько бывает так, что воспитатели настаивают на встречах родителя с психологом, заставить конечно никто не может, но тем не менее психологу нередко приходится сталкиваться с незамотивированным родителем и даже с его сопротивлением. Бывает и так, когда родители считают, что исправлять надо ребенка а не их. Поэтому в работе с родителями воспитанников детского сада карты тоже служат полезным проводником, ведущим как в личные проблемы так и внутрь семейных систем, оказывающих прямое влияние на эмоционально-психологическое благополучие ребенка.
В своей работе я прихожу к выводу, что поведение ребенка часто приходится рассматривать именно как симптом семейных дисгармоний, влияющих на детско-родительские отношения. Казалось бы почему психологу и родителю нельзя поговорить откровенно, без всяких проекций? Потому что не всегда получается напрямую, человек приходит со своими защитами, рационализациями, отрицанием. Бывает даже так что ко мне как к психологу родители приходят с проблемой, а вместо оглашения запроса, они начинают рассказывать какая у них дружная поддерживающая семья, как благополучно складываются взаимоотношения с ребенком дома и сами они прекрасная супружеская пара. На все попытки психолога перейти к формированию запроса на психологическую помощь, родители упорно отвечают что дома все нормально. В таких случаях зрительная метафора помогает мягко войти в проблематику человека или семейную систему и сформулировать запрос на терапию и замотивировать родителей на дальнейшую работу с психологом.