Получи документы

Метафорические ассоциативные карты в практике работы педагога-психолога

Берестенникова Елена
Метафорические ассоциативные карты в практике работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-СИХОЛОГА

Замечали ли вы, как мыслят маленькие дети? Они мыслят образами и ассоциациями. У них облака похожи на лошадок, цветок одуванчика – на солнышко, а спичечный коробок – это вообще штука многофункциональная: его можно использовать и как домик для божьей коровки, и как шкатулку для «драгоценностей».

Публикация «Метафорические ассоциативные карты в практике работы педагога-психолога» размещена в разделах

Любая ассоциация, любое сравнение – это метафора. А поскольку метафора – это иесть язык нашего подсознания, то работа с ассоциациями (проекциями) широко используется в психологии.

Одним из способов такой работы являются метафорические ассоциативные карты.

МАК – набор картинок, открыток, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом.

Каждый человек видит в карте что-то свое, через призму собственных переживаний и восприятия, активируя бессознательные впечатления.

МАК – это:

- это ДВЕРЬ во внутренний мир человека;

- это МОСТИК между разными частями одной личности или разными личностями;

- это ДОРОГА к своему Я;

- это ОКНО в душу человека;

- это КНИГА историй о самом себе;

- это ЗЕРКАЛО, отражающее состояние и проблемы людей;

- это ЧУДО, которое заставляет говорить людей «ОХ»!

Сфера применения МАК

Метафорические ассоциативные карты – это универсальный психологический инструмент, который может применяться для диагностики различных психических состояний, образа «Я», особенностей детско-родительских отношений, восприятия своего окружения, осознания своего места в данном окружении, и пр., использоваться в коррекционной работе, консультативной практике и профилактических мероприятиях. Преимущество данного проективного метода заключается в том, что его можно применять со всеми участниками образовательного процесса, при этом получая достаточно информативный материал. Данный метод безболезненно обходит защитные реакции человека, позволяет ему из неосознанных процессов, перевести на уровень осознания и решения когда-то вытесненные из сознания проблемы.

Из истории о МАК

Первые метафорические карты появились в Германии в 1985 году под названием «ОХ». Создатели: художник Эли Раман и психотерапевт Моритц Эгетмейер.

А началось все с идеи художника создать «доступное» искусство – «ИСКУССТВО НА ЛАДОНИ».

На данный момент существует 4 школы: немецкая, израильская, украинская, русская.

Возможности использования МАК

• МАК вызывают интерес, так как воспринимаются детьми как игра.

• Способствуют установлению доверительного контакта с ребенком и самораскрытию.

• Развивают интерес к самопознанию и саморазвитию.

• Развивают творческие способности.

• Помогают убрать защитные барьеры психики.

• Помогают реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность.

• Развивают эмоциональный интеллект.

• Корректируют эмоциональные состояния, через осознание причин тех или иных чувств.

• Помогают разрешить конфликты, скорректировать отношения с окружающими.

• Помогают найти собственные ресурсы и возможности.

• Помогают создать цельный образ своего «Я».

• Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего.

• Запускают внутренние процессы самоисцеления.

Ограничения при работе с МАК

• МАК не являются средством для постановки диагноза.

• При работе с МАК помнить и соблюдать правило: ХОЗЯИН КАРТЫ – ХОЗЯИН ИСТОРИИ.

• Применять МАК рекомендуется применять с клиентами не младше 5 лет.

• Для понимания карты необходимо ориентироваться на чувства, ассоциации, интуицию, а не на разум и логику.

• Выбор клиента нельзя оценивать.

Типы МАК

• Универсальные – работают с широким кругом вопросов.

• Портретные – изображают портреты, образы людей.

• Ресурсные – включают ресурсные изображения.

• Абстрактные – хорошо отражают чувства, эмоции, состояния.

• Специальные – работают с определенной темой (семейные, для работы с травмой, для работы с детьми, сказочные, коучинговые, по взаимоотношениям, для определения цели и пр.)

Обзор МАК в работе с детьми и подростками

«Из сундука прошлого» (детско-родительские отношения).

«Персонита» (портретная колода).

«Роботы» (образ «Я», взаимоотношения).

«Зонтики» (работа с травмирующими событиями).

«Диксит» (воображение, универсальная колода).

«Я и все-все-все» (взаимоотношения со сверстниками, близкими).

«Тинейджеры» (взаимоотношения, идентификация, выход из трудных жизненных ситуаций).

«Ресилио», «Тотемное животное», «Люди и звери» (работа со стрессом, образом «Я»).

«Источник силы. Многообразие ресурсов» (ресурсная колода).

«По моему хотенью» (колоды с сюжетами сказок для сказкотерапии).

Алгоритм работы с МАК

П –ПРОБЛЕМА (причина, понимание) – уточнение ситуации, проблемы, требующей разрешения, изменения.

«В чем проблема?»

О – ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ (отношение, ощущение, обдумывание, обсуждение)работа с ассоциациями, вызвавшими ментальный и чувственный отклик. Анализ мыслей, чувств, отношений, побуждений.

«Что вы видите? Чувствуете? Какие мысли приходят?»

И – ИЗВЛЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ (игра воображения, интуиция, инсайт) – создание условий, при которых клиент может проявить воображение, извлечь новые смыслы, пережить инсайт.

С – САМООЩУЩЕНИЕ (самопонимание) – анализ самоощущения в связи с возникшими новыми смыслами. Акцент на реализации намеченных целей и задач.

«Как это о вас и о вашей проблеме? Что еще можно сделать по этому поводу?»

К – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – завершающий этап работы направлен на анализ : как то, что клиент получил для себя в ходе работы будет способствовать улучшению качества его жизни, социальных контактов, личностному развитию, самореализации и пр.

«Как изменится ваша жизнь в итоге?»

Техники МАК

Техника «Три карты». (Для работы можно использовать любую колоду).

Подростку задаётся четко-сформулированный вопрос, исходя из проблемы обращения (психолог ориентирует, на формулирование вопроса, но не задает его от лица подростка). В закрытую ребенок достаёт 3 карты и через ассоциации вместе с психологом анализирует каждую карту, находя ответы на свой вопрос.

Варианты работы (8 вариантов) :

• 1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.

• 1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.

• 1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).

• 1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.

• 1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.

• 1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.

• 1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.

• 1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.

Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения"

Предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:

• Самое трудное сейчас.

• Хочу научиться.

• Надеюсь на.

• Сейчас для меня важнее всего…

• Сколько ни стараюсь.

• Я хочу…

• Моя слабость сейчас в.

• В первую очередь мне нужно сделать…

• Я хочу закончить.

• Думаю, что.

• Я хочу поразмышлять.

• Хочу назвать то, что свербит и беспокоит.

• Думаю, что я достаточно способен, чтобы.

• Хочу начать.

• Сейчас мне не хватает.

• Ищу ключ к.

• Моя сила сейчас в.

• Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей.

• и т. д. ,то, что актуально сейчас.

Практикум с применением МАК «ЗОНТИКИ»

1. Из предложенных высказываний, выберите те фразы, которые вызывают у вас наибольший эмоциональный отклик.

2. К каждой фразе подберите картинку-ассоциацию, которая, как вы считаете подходит к данному высказыванию.

3. Проанализируйте картинку и высказывания и подумайте, как обычно ведет себя человек в этой ситуации, учитывая изображение на картинке. О чем он думает? Какие эмоции испытывает? Что он хочет сделать?

4. О чем эта фраза и данные мысли и высказывания для вас? Сталкивались ли вы когда-нибудь с данной ситуацией? Совпадали ли ваши ощущения и мысли с тем, что вы ассоциируете с данной картинкой и фразой?

5. Из оставшихся карт, выберите ту карту, которая бы послужила вариантом выхода из данной ситуации в оптимальном варианте? Также проанализируйте, какой смысл несет в себе эта картинка-образ? О чем это для вас?

Литература и полезные ссылки

1. Н. В. Буравцова «Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками», 2017 г.

2. Г. Кац, Е. Мухаматулина. «Метафорические карты. Руководство для психолога», 2018 г.

3. Н. В. Дмитриева, Н. В. Буравцова «Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии», 2015 г.

4. С. В. Толстая «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании», 2018 г.

Интернет-ресурсы:

https://www.knigi-psychologia.com/posmotret-pochitat/chto-takoe-metaforicheskie-assotsiativnye-karty-i-s-chem-ikh-edyat-mekhanizmy-vozdeystviya-i-osnovny/

https://www.b17.ru/article/15482/

https://makomania.ru/мак-в-работе-с-детьми/

Публикации по теме:

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метафорические ассоциативные карты в практике работы педагога-психолога
Опубликовано: 7 ноября 2024 в 16:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метафорические ассоциативные карты в практике работы педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Берестенникова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД