Ирина Акимова
Роль нетрадиционных форм, методов и средств при ФЭМП у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема математического развития детей раннего возраста является актуальной, в основе которой лежит сенсорное развитие ребенка. Сформированное на чувственной основе представление о цвете, форме, величине, количестве, является основой дальнейшего математического развития, математических способностей. Особое внимание вопроса математического развития детей раннего возраста было уделено в работах выдающихся зарубежных учё ных в области дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известных представителей отечественной дошкольной психологии и педагогики Я. А. Коменский, И. Г. Ушинский, А. В. Запорожец.
Публикация «Роль нетрадиционных форм, методов и средств при ФЭМП у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие детей.
Знакомство с величиной, цветом, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Важным для полноценного развития является соблюдение педагогических условий, которые заключаются в подборе игр для обучения детей и создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности детей.
3 слайд
Практика обучения детей раннего возраста показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Предлагаю вашему вниманию универсальное дидактическое пособие, выполненное мною для детей раннего возраста по формированию элементарных математических представлений «Умные прищепки».
Дидактическая игра «Один - много».
Задача: учить различать количество предметов (один - много).
Ход игры:
В кармашки вставляются 2 пары картинок.
Например: 1 пара: одно яблоко – много яблок, 2 пара: одна слива – много слив. Воспитатель вместе с ребенком называет количество, изображенное на картинках, после чего предлагает найти прищепку с нужной картинкой-парой и прикрепить ее кругу. Так же можно использовать картинки любой другой тематики (игрушки, мебель, одежда и т. д.).
Для детей постарше я изготовила игру «Мы считать умеем» (счет до 3).
Задача: закрепить навыки количественного счёта в пределах 3.
Воспитатель вместе с ребенком рассматривает картинки с изображенными предметами и предлагает посчитать количество на каждой картинке по возрастанию : одна пирамидка, две пирамидки, три пирамидки. После чего предлагает подобрать прищепку с подходящей картинкой, называя при этом количество.
Дидактические игры «Цветные фигуры», «Подбери фигуру».
Задача: развивать умение ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и предметов, соотносить фигуры по цвету (красный квадрат, желтый треугольник и т. д.).
Ход игры:
В кармашки вставляются картинки с изображением геометрических фигур.
Например: желтый треугольник, красный квадрат, синий прямоугольник, зеленый круг.
Воспитатель вместе с ребенком проговаривает, название и цвет геометрических фигур изображенных на картинках (на начальном этапе знакомства с геометрическими фигурами берется одна или две картинки, после чего предлагает найти прищепку с нужной картинкой – парой.
Ход игры:
Воспитатель вместе с ребенком рассматривает на картинках предметы игрушек разных форм (треугольные, круглые, квадратные и т. д.) и называет и их. Затем предлагает к каждой группе предметов подобрать подходящую геометрическую фигуру, прикрепленную к прищепке.
Дидактическая игра «Цветные прищепки».
Задача: знакомить и закреплять знание четырех основных цветов: желтый, красный, зеленый, синий; умение правильно соотносить цвет прищепки к цветному кармашку.
Воспитатель совместно с ребенком называет цвет в кармашке и предлагает ребенку закрепить на него прищепки подходящего цвета.
Кроме того из разноцветных прищепок можно сделать какой – либо предмет: цветок, елочку, солнышко и т. д., что также является закреплением цвета и геометрических фигур (солнце, цветок – круг, елочка – треугольник).
Так же для детей своей возрастной группы я изготовила математическое домино «Цветознайка».
Игра состоит из 28 карточек, из 4 цветов и 4 видов геометрических фигур. Принцип игры как в обычном домино, только вместо цифр разноцветные геометрические фигуры.
Задачи: закрепить знание детей о геометрических фигурах, развивать умение выделять и абстрагировать цвет и форму, учить строить логические цепочки; развивать интерес к настольным играм, формировать усидчивость и умение играть с другими детьми.
Так же у нас имеется дидактическая игра - шнуровка «Собери цветочек».
Задачи: продолжать знакомить детей с цветом, величиной, счетом.
Шнуровка способствует развитию мелкой моторики, позволяет воспитывать у детей инициативность и самостоятельность, способность к волевым усилиям.
Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; ранее недоступное, становится близким и понятным.