МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

Елена Забурдаева
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия, М. М. Кольцовой. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования“» размещена в разделах

Такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Ж. Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.

Работая в детском саду, я заметила, что уровень развития речи у детей заметно снижается. Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что это во многом связано со слабым развитием моторики рук. Словарный запас у детей очень низок. Поэтому, целью моей работы стало - развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;

повышение уровня речевого развития детей;

формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.

проговаривание слов, формирование и обогащение словаря, закрепление лексических терминов;

создание эмоционально положительного настроя;

развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;

развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

Затем приступила к созданию условий для реализации поставленной цели.

В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Определив основное направление в работе, я постоянно искала новые пути создания такой развивающей предметно-пространственной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь, способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовили руку ребенка к письму. Имеющийся материал я расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия, проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы. В группе оборудованы уголки: «Речевой активности» - книги, различные журналы; «Развиваем пальчики» - в котором имеются разнообразные: мозаики, пазлы, шнуровки, игры-вкладыши, нанизывание бус, разноцветные палочки, кубики, крышки, прищепки, работа в занимательных прописях для дошкольников, рисование по трафаретам, работа с дыроколом. А также нетрадиционные материалы :

наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;

наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;

цветные клубочки ниток для перематывания;

дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

лепку из глины, пластилина;

Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности.

В своей работе, чтобы развить у детей мелкую моторику рук и речь, я использую:

• Пальчиковые игры-упражнения;

• Пальчиковый театр;

• Пальчиковую гимнастику;

Нетрадиционные виды рисования :

Рисование пальчиками, ладошкой;

Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.);

Рисование ватными палочками;

Рисование губкой;

Тычок полусухой жёсткой кистью.

Каждая из этих техник - это маленькая игра, целью которых - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним.

Использую в образовательной деятельности:

скороговорки,

чистоговорки,

потешки,

прибаутки,

рассказывание сказок, рассказов,

слушание русских народных песен.

Для проведения изобразительной деятельности с детьми групп младшего возраста, применяется интегрированный подход.

Формы работы с детьми :

наблюдение,

знакомство с художественной литературой,

рассматривание иллюстраций, картинок,

использование дидактических игр.

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.

Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Для этого провожу встречи с родителями, где рассказываю о важной роли развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов рисования на непосредственно образовательной деятельности. Показываю основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, заинтересовываю родителей, вовлекаю в жизнь детского сада, делаю союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использую следующее.

Формы работы :

-Индивидуальные беседы

-Консультации

-Родительские собрания

-Выставка детских работ.

Учебный материал подбираю с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

Основные этапы работы :

На 1 этапе - знакомлю с данным материалом.

На 2 этапе - практическом ведётся активная работа по совместной деятельности детей друг с другом.

На 3 этапе - анализ результатов.

Основные принципы:

1. целенаправленность;

2. поэтапность;

3. систематичность и последовательность;

4. наглядность обучения;

5. интегрированность;

6. адаптивность;

7. прочность.

Результативность опыта.

Наблюдаю положительные результаты работы : пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы. Дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат в развитие речи детей.

Литература:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов - М. : "Астрель",2003.

2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй. Дошкольная педагогика. - 2007.

3. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л. А. Венгера. – М. : "Просвещение", 1978.

5. Журнал "Ребёнок в детском саду". Пальчиковая гимнастика. №6, 2003г., с. 21

6. Журнал "Дошкольное воспитание". Речевое развитие. №11, 2007г., с. 103

7. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : Творческий центр "СФЕРА", 2004.

8. Менжансикй М. А. Справочник Старшего воспитателя; № 5. - М. : ЗАО "МЦФЭР", 2014.

9. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М. : "Каро", 2009.

10. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ. : "Кристалл", 2005.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник.

Связь ФЭМП с ИЗО деятельностью у детей младшего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционных техник рисованияСвязь ФЭМП с ИЗО деятельностью у детей младшего дошкольного возраста с помощью средств нетрадиционных техник рисования Дошкольный возраст -важнейший этап развития и воспитания личности. Математическое развитие дошкольника-это развитие способности нестандартного.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования». Мастер – класс «Развитие творческого потенциала детей с ОНР с помощью нетрадиционных техник рисования». Цель: познакомить участников мастер-класса.

Опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми раннего дошкольного возраста Рисование- это одно из самых больших удовольствий для.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных методов Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисования Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни каждого ребенка,но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается.

Речевое развитие и развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Одно из основных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»
Опубликовано: 13 октября 2015 в 14:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Забурдаева (УИ 374254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД