Татьяна Скрягина
Конспект родительского собрания «Диалог» на основе надпредметного курса «Мир деятельности» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Родительское собрание на тему «Диалог» на основе надпредметного курса «Мир деятельности».
Основные цели :
познакомить родителей с основными условиями ведения диалога;
напомнить о важности умения вести диалог в современном мире.
Участники: родители, дети, педагог
Форма проведения: родительское собрание.
Дидактические материалы:
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
демонстрационный материал:
видеофрагменты
презентация.
Оборудование:
1. Ноутбук
2. Экран
3. Проектор.
Краткая аннотация к работе: данное родительское собрание проводится с родителями учащихся 3 класса и направлено на то, чтобы напомнить об умении правильного ведения диалога. Собрание проводится в рамках работы по курсу «Мир деятельности».
В занятии используются видеоролики, снятые детьми. Подобные мероприятия проходят с наибольшим интересом, так как каждому родителю приятно видеть сценки с участием собственных детей, а дети при подготовке мероприятия еще раз повторяют то, что изучили ранее, а также получают навыки режиссирования, актерского мастерства и работы с ИКТ.
Ход мероприятия
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами проведем ещё одно родительское собрании в технологии деятельностного метода. Посвящено оно одной из тем, которые изучают ваши дети в курсе «Мир деятельности». В начале нашего родительского собрания я предлагаю Вам разгадать кроссворд и узнать, о чем же мы будем сегодня говорить. Ключевое слово расположено по вертикали (СЛАЙД 2)
Вопросы кроссворда:
1. Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы (дом)
2. Утром он приходит в школу,
Днем — в кружок по баскетболу,
Он старается учиться,
И нисколько не лениться (ученик)
3. Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? (мама)
4. Что нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать? (голос)
5. Каждый из нас в этой жизни играет свою … (роль)
6. Что завязать можно, а развязать нельзя? (разговор)
По вертикали слово – диалог.
- Вы сегодня так же, как и ваши дети будете открывать новые знания о диалоге.
А помните ли вы, какие шаги нужно пройти, чтобы открыть новое знание?
1) Выяснить, что мы пока не знаем. 2) Самостоятельно найти ответ. (СЛАЙД 3)
- Желаю Вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-Начнем мы с повторения того, что вы уже знаете, это вам пригодится для открытия нового.
- Что такое диалог? (СЛАЙД 4)
( На доске открываем:
Диалог– разговор между двумя лицами, обмен репликами. /Словарь Ожегова/ (СЛАЙД 5).
- Всегда ли у нас получается грамотно построить диалог?
- Перед вами на столах три карточки. Я предлагаю зачитать несколько примеров ведения диалога. (Учитель выбирает 3 пары родителей, они читают тексты.)
1 диалог :
- Привет!
- Привет!
- Как дела?
- Всё хорошо! А у тебя?
- Тоже всё отлично!
- Ну, мне пора!
- Пока! До встречи!
2 диалог :
- Я так хочу скорее поехать в лагерь!
- А я не хочу ехать в лагерь!
- Не хочешь, не надо! Только ко мне тогда больше не подходи!
- Ну и не подойду!
3 диалог :
- Какое небо голубое…
- Сейчас придешь домой и поешь.
- Посмотри, какие облака!
- Картофель с курицей.
- Как Вы думаете, все ли эти диалоги можно считать состоявшимися? Какие ошибки, по-вашему, были допущены?
- Чтобы диалог состоялся, вам необходимо соблюдать основные условия ведения диалога. Ваши дети уже познакомились с этими условиями в рамках нашего надпредметного курса «Мир деятельности».
- А какие правила, на ваш взгляд, должны быть выполнены, чтобы диалог состоялся?
Попробуйте, опираясь на наблюдения, которые вы уже сегодня сделали, записать три основных условия ведения диалога на листочки, которые лежат у вас на столах.
3. Выявление причины затруднения.
- Все справились с заданием?
- Кто справился, зачитайте нам то, что у вас получилось.
- Те, кто не справился, как думаете, почему? С чем столкнулись?
(скорее всего, получилось большее количество условий, трудно выбрать, какие три из них самые важные)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как же нам преодолеть это затруднение? Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы выбрать именно три самых важных условия?
- Давайте сформулируем нашу цель. (СЛАЙД 6)
(Выяснить, каковы три основных условия ведения диалога)
На уроке для выхода из затруднения мы пользуемся разными средствами. Может быть, вы вспомните, какими?
(справочники, интернет, помощь учителя, учебники)
- А сегодня я предлагаю использовать ваши наблюдения и опору на личный опыт. Посмотрите несколько сценок, которые покажут Ваши дети, и заполните «Карты открытий, лежащие у Вас на столах. (См. Приложение 1). Если вам потребуется моя помощь, вы сможете по каждой ситуации получить слова-помощники. (См. Приложение 2). Они написаны на этих карточках (3 пронумерованные карточки на доске).
Любой из вас может подойти и перевернуть нужную карточку.
Работать вы будете в группах, поэтому напоминаю вам правила такой работы. (СЛАЙД 7).
5. Реализация построенного проекта.
Дети показывают сценки, родители работают с «Картой открытия». После показа каждой ситуации делается пауза, чтобы дать родителям возможность записать условие в рабочую карту. По необходимости используют карточки на доске.
Ситуация 1.
Миша: Ты знаешь, я так рад, что скоро зима.
Саша: А мне кошку купили.
Миша: Хорошо зимой, катаешься на коньках, в снежки играешь…
Саша: Мы её Клеопатрой назвали.
Миша: Как же я люблю зиму!
Ситуация 2:
Миша: Я так рад, что скоро зима.
Саша: Ммм…
Миша: Хорошо зимой, катаешься на коньках, в снежки играешь…
Саша: А я…
Миша: Как же я люблю зиму!
Ситуация 3.
Миша: Я так рад, что мне подарили котёнка!
Саша: А я не люблю кошек, я собак люблю.
Миша: Я не люблю собак.
Саша: Ну и не люби. Я не буду с тобой больше дружить!
Миша: А я с тобой больше дружить не буду!
- Давайте посмотрим, какие же условия вы записали.
После ответов всех групп, находим общее, затем учитель открывает на доске основные условия ведения диалога : единая тема, смена ролей, взаимопонимание. (СЛАЙД 8).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
У каждого правила дорожного движения есть свой знак. Вот и для наших правил предлагаю изобрести такие знаки. Нарисуйте к каждому условию соответствующий символ.
(родителям даются альбомные листы и маркеры)
Представьте свои работы.
Сегодня вы видели сценки, разыгранные вашими детьми. А теперь предлагаю вам придумать и разыграть ситуацию, которая проиллюстрирует любое из открытых нами правил.
Так же, работая в группах, придумайте ситуации ведения диалога и разыграйте их.
(Одна из групп представляет свою сценку, а другие показывают с помощью нарисованных знаков, какое условие не соблюдено.)
7. Самостоятельная работа с проверкой
Предлагаю теперь каждому из вас проверить, как вы запомнили правила диалога, выполнив небольшую самостоятельную работу. У каждого из вас есть карточка с тремя диалогами. (См. Приложение 3). Проанализируйте ситуации и отметьте, какие условия диалога выполнены знаком «+», а те, которые не выполнены знаком «–». (По окончании, работа проверяется по образцу на слайде (СЛАЙД 9).
8. Включение в систему знаний.
- Скажите, помогут ли нам знания, полученные сегодня в жизни?
- А во взаимоотношениях с вашими детьми? Конечно! И это самое главное.
- Как вам кажется, этих трех условий достаточно, чтобы любой диалог состоялся, чтобы собеседник был понят и остался доволен?
- Вам всегда удается правильно выстроить диалог со своим ребенком?
- Случалось ли вам слышать разговор между взрослым и ребенком, в который хотелось вмешаться?
- Попробуйте сформулировать, чего нельзя делать, разговаривая с кем-то, а уж тем более с собственным ребенком?
(Родители предлагают свои варианты)
9. Рефлексия учебной деятельности
- Давайте вспомним цель, которую сегодня перед собой ставили. (Выяснить, каковы три основных условия ведения диалога)
-Удалось ли нам достичь цели? Каковы же эти условия?
- Что особенно понравилось на нашем родительском собрании?
- Оцените свою работу на лесенке успеха. (См. Приложение 4, СЛАЙД 10).
- Что особенно получилось?
- Что было трудно?
- Что понравилось больше всего?
Итог родительского собрания
- Сегодня вы стали участниками очередного занятия по курсу «Мир деятельности». Такие встречи помогают нам быть ближе к нашим детям, лучше их понимать и помогать им расти уверенными в себе, успешными людьми. Сегодня прозвучало много по-настоящему важных правил, и в заключение нашего разговора я хочу напомнить вам «10 заповедей: как любить ребенка», которые сформулировал выдающийся польский педагог Януш Корчак, (СЛАЙД 11). По-моему, сегодня они тоже не будут лишними.
Родителям раздаются памятки «10 заповедей: как любить ребенка». (См. Приложение 5).
- Спасибо большое за вашу активность и неравнодушие.
Комментарии к сценарию
Использованные источники:
1) Программа надпердметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы. - М: Институт СДП, 2014
2) Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 3 класс. Учебное пособие/Под ред. Л. Г. Петерсон. - М: Национальное образование, 2014
3) Мир деятельности. 3 класс/Под ред. Л. Г. Петерсон. - М: Национальное образование, 2014
4) «CD-ROM. Мир деятельности. 3 класс. Методические рекомендации к надпредметному курсу. Презентации и материал для печати» Л. Г. Петерсон.
Приложение 1. Рабочая карта открытия.
РАБОЧАЯ КАРТА ОТКРЫТИЯ.
1. Посмотрите каждый сюжет.
2. Проанализируйте сюжеты и ответьте на вопросы:
3. Что нарушено в каждом сюжете? Состоялся ли диалог?
1) В первом сюжете нет ___ разговора, значит, диалог.
2) Во втором сюжете нет ___,
значит, диалог.
3) В третьем сюжете нет ___,
значит, диалог.
4. Выберите условия, которые точно должны быть при диалоге.
Приложение 2. Слова-помощники.
1. Единой
2. Смены
3. Взаимо…
Приложение 3. Задание для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Проанализируйте ситуации и отметьте, какие условия диалога выполнены.
Ситуация 1.
Ты знаешь, я так рад, что скоро лето.
А у меня собака пропала …
Хорошо летом, загораешь, купаешься…
Её Жучка звали…
Лето – моё любимое время года!
Ситуация 2.
Я так рад, что скоро лето.
М-м-м…
Хорошо летом, загораешь, купаешься.
А я…
Лето – моё любимое время года!
Ситуация 3.
Привет. Я так рад, что скоро лето.
А я зиму люблю.
Я зиму не люблю. Холодно!
Ну и не люби. Я с тобой не дружу!
А я с тобой не дружу!
Приложение 4. Лесенка успеха.
Приложение 5. Памятка для родителей «10 заповедей: как любить ребёнка».
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ: КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА
1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
9. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
10. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Януш Корчак