Наталья Сергеевна Худокормова
Конспект родительского собрания «Игра — не забава»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ИГРА – НЕ ЗАБАВА»
Подготовка.
Родители.
1. Принимают участие в конкурсах.
Конкурс № 1. «Игровой уголок»
Оборудовать в семье каждого ребенка игровые уголки в соответствии с условиями и возможностями.
Условия конкурса.
а) Порядок в игровом уголке, место хранения игрушек (для машин – гараж, для зверей – зоопарк, для мелких игрушек – красивые коробки).
б) Разнообразие игрушек, их соответствие возрасту.
Публикация «Конспект родительского собрания „Игра — не забава“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
в) Участие родителей в изготовлении игровых пособий, игрушек для ребёнка (столик, кроватка, кукла – Петрушка, сшитая родителями, коврик, одежда для куклы и т. д.).
г) творческий подход к оформлению игрового уголка.
Каждой семье по желанию взрослых или детей посетить другие семьи детей из группы с целью ознакомления с игровыми уголками.
Памятки:
Хозяева!
Во время посещения не забудьте о главных условиях встречи: теплый прием, внимание, вежливость, допускается и чаепитие вместе с детьми. Дайте возможность поиграть детям в игровом уголке. Взрослые. Примите участие в играх в роли, предложенной вам детьми. Расскажите своему ребенку о секретах приема гостей.
Гости!
Не забудьте сообщить о своем визите заранее. Напомните своему ребенку правила поведения в гостях.
Конкурс №2 «Конструкторы».
Сконструировать полку, этажерку, коробку для хранения игрушек, чудо – корзину.
Конкурс №3 «Очень умелые ручки».
Конкурс на лучшую самодельную игрушку, потому что самые лучшие в мире игрушки это те, которые родители сделали для детей своими руками, а еще лучше вместе с детьми. С такими игрушками дети охотно играют. Берегут и любят их. Игрушки, которые дети нашей группы очень ждут, могут быть из поролона, меха, ткани: звери и сказочные герои разных размеров для постановок кукольного театра.
Конкурс №4 «Стихи и загадки об игрушках»
Выучить с детьми стихи или загадки об игрушках (можно сочинить). В помощь родителям оформить тетрадь «Стихи об игрушках».
2. Сфотографировать лучшие домашние игровые уголки, детей за игрой в группе, на улице.
3. Посетить детский сад для просмотра и участия в играх детей (сюжетно – ролевых, настольных).
Предложить родителям принести на встречу игрушку или игру и показать варианты игру с ней.
Можно с детьми изготовить что–то для игры в магазин, семью (баранки из поролона, сахар из пенопласта, деньги и т. д.) или организовать подвижные игры.
Уважаемые родители!
Ждем вас с 16 до 17 часов на просмотр и участие в играх с детьми нашей группы. Надеемся, что ваше посещение порадует детей, внесет в их жизнь разнообразие, новые игры и забавы.
Воспитатели
1. Провести анкетирование родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к родительскому собранию по теме «Игра – не забава» :
1. Какие условия созданы для игр ребенка дома?
2. Где и как хранятся игрушки, как Вы приучаете ребенка беречь их?
3. Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
4. как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки?
5. Часто ли ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Сюжеты игр?
7. Разрешаете ли Вы друзьям приходить к Вашему ребенку?
8. Что интересного Вы увидели в игровом уголке во время посещения, кого? Что узнали нового?
9. Вы готовы посетить группу и поиграть с детьми, организовать подвижные игры, изготовить игрушки.
2. Изготовить наглядный и раздаточные материалы.
Приглашения.
Уважаемые родители!
«От того, как ребенок играет, зависит, как он будет трудиться».А. С. Макаренко
Как с помощью игр сделать жизнь детей нашей группы интересной, как играть с ребенком, какие игрушки покупать и как развивать детей через участие в игре – об этом пойдет разговор на родительском собрании «Игра – не забава», на которое ждем Вас___в___часов.
Надеемся, к собранию Вы готовы, т. е. побывали в семье с целью осмотра игрового уголка, приняли гостей у себя, изготовили мягкую игрушку, изобрели полку или коробку для хранения игрушек, выучили с ребенком стихотворение или загадку на тему «Игрушки»».
Объявление (за месяц до собрания)
Уважаемые взрослые!
Если вы хотите, чтобы детям было интересно в детском саду, чтобы у Вашего ребенка была своя любимая игрушка, пожалуйста, примите участие в конкурсе игрушки. Выставка игрушек состоится ___в___часов.
Благодарим Вас за активное участие в играх детей нашей группы, выдумку, творчество, мастерство, интерес.
Памятка
Какие игрушки приобретать детям
- Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).
- Двигательные: каталки; коляски, спортивные игрушки.
- Строительные.
- Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные, мозаика).
-Игрушки-забавы.
-Игрушки-полуфабрикаты, которые может доделать сам ребенок.
В. А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества».
Фотостенд.
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Ширма «Рекомендации родителям по руководству сюжетно–ролевыми, строительными играми детей в семье».
Вопросы к детям (запись) :
1) Вы любите играть?
2) В какие игры вы играете дома?
3) У вас есть любимые игрушки? Какие? Расскажите, как вы играете с ними?
4) Играют ли с вами в игры дома взрослые? Кто (бабушка, дедушка, мама, папа? Если нет, то, как вы думаете почему?
5) Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась? Как беречь игрушки?
Ход собрания
Часть 1
Звучит песня «Куда уходит детство», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.
1. Вступление
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить не, потому что делу – время, потехе – час, а потому что, играя, ребенок учится и познает жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка, это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него это страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». Эти простые истины нам, взрослым, напоминает известный педагог А. С. Макаренко.
Давайте наш разговор на тему «Игра – не забава» продолжим в виде дискуссии, откровенного диалога.
Звучит песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
2. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?».
Включается магнитофонная запись ответов детей на вопросы:
Вы любите играть? В какие игры вы играете дома?
Вопрос родителям : «Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребенка, играть вместе с ребенком и принимать на равных участие в его игре?»
Включается магнитофонная запись ответов детей на вопросы: Играют ли с вами взрослые? Кто (бабушка, дедушка, мама, папа? Если нет то почему?
Обобщение. Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру и требуют новых игрушек.
3. Как играть с детьми.
В младшем дошкольном возрасте игра становиться средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослыми.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный, доброжелательный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.
Интерес малыша к самостоятельной игре будет все более заметным, но это не основание того, чтобы пускать игру на самотек.
Играть целый день в одиночестве ребенок просто не может. Вы вдруг обнаруживаете, что он повторяет одни и те же действия, явно скучает, берется за одно, то за другое, использует игрушки не по назначению.
Поэтому надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребенка к новым действиям и, в свою очередь, способствует более успешному умственному развитию.
Музыкальная пауза.
4. Работа с памятками.
Мы с вами тратим немалые деньги на игрушки для наших детей. Какие игрушки нужны детям? Перед вами памятка, «Какие игрушки приобретать детям». Прочитайте пожалуйста и выскажите свое мнение об этом, дополните, какие трудности испытываете вы в выборе игрушек. Подчеркните те пункты, которые вами уже выполнены.
Что надо учитывать, покупая игрушку, надо ли делать игрушки по принципу для мальчиков для девочек? Какую игрушку, по – вашем, можно считать хорошей?
Обобщение. Что же такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возврату.
К примеру, папа дарит своему трехлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трехлетки она никак не подходит. Ребенок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причем свою неудачу и досаду он запомнит и долго, потом не будет играть ни с чем, что хоть отдаленно напомнит ему этот конструктор.
Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей.
Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся по размеру, машинок, это ограничивает его интерес, опыт, а значит, и развитие.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка.
Не следует покупать игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно – ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери – техническую игрушку.
Если 90% игры приходится на долю ребенка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам, родителям, надо помнить.
Сравним, к примеру, сложную электрическую игрушку с набором кубиков. В первом случае все, что приходится делать ребенку, – это нажимать на кнопку и пассивно наблюдать. Как игрушка движется по полу. Первые 10 минут это радостно и интересно, потом надоест. Единственное, что еще можно сделать с такой игрушкой, – разобрать и посмотреть, что у нее внутри.
С набором кубиков – иначе. Здесь 90% игры приходится на самого ребенка. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Именно поэтому прекрасной игрушкой может стать большая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблем, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует воображение и фантазию. Ее можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или красками.
Если вы решили купить сыну игрушечный грузовик, самосвал, кран или трактор. То надо рассказать ему как можно больше об этих машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре.
Ребенку надо не просто дать игрушку, а назвать ее (причем правильно, а не на сюсюкающем «детском» языке, объяснить, как с ней нужно обращаться, поиграть вместе с ним, показав разные варианты игры.
Например, устройте для кукол комнату, пригласите все игрушки на день рождения.
В раннем возрасте определяются характер. Интересы и склонности ребенка. Один любит возиться с машинами, другой – что-то мастерить из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала – не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите. Третий – даром что мальчик – не стыдите его за это. А четвертому интереснее играть с домашней утварью :кастрюлей, крышкой бидона – пусть играет. Следите только. Чтобы опасные предметы были ему недоступны.
Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал»ее, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек.
Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей, игрушки приедаются малышу. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.
Большое воспитательное значение имеют игрушки-самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из дерева, глины, картона, бумаги. Надо с большим уважением относиться к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом. Который можно выбросить, измять, сломать.
Педагог обращает внимание на выставку игрушек из теста, зачитывает рецепт.
Музыкальная пауза
ДИСКУССИЯ:
Как вы учите ребенка играть?
Что в вашей семье делается для того, чтобы ребенок умел играть?
В ходе обсуждения этого вопроса зачитать ответы родителей на 1-й вопрос анкеты: какие условия созданы для игр ребенка дома?
ПРЕДЛОЖИТЬ РАССКАЗАТЬ О ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯХ С ЦЕЛЬЮ ОСМОТРА ИГРОВЫХ УГОЛКОВ.
Как, по-вашему, умеют ли дети играть, принимали ли вы участие в играх во время посещения? Что способствовало развитию игрового сюжета?
Рассказ об играх детей группы из наблюдений родителей.
Звучит музыка. Родители рассматривают фотографии игровых уголков.
5. Если дети не убирают игрушки.
Ситуация №1
Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он спрятал от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама убрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв 5-ю игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки, какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки?
Ответ. Мать не соблюдает обычной последовательности в выработке полезных привычек у девочки: разъяснение, показ, выполнение, оценка. Кроме того, она не учла, что разбросать 50 игрушек ребенок может, а собрать нет. Отец поступил правильно, но он не делал этого раньше, мало вникал в процесс воспитания дочери.
Ситуация №2
Ребенок, проснувшись утром. Не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Вечером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочувствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превратилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви.
Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:
1. «Ну-ка, – говорит мама, – кто быстрее наведет у себя порядок: ты или я? Ты уберешь свои игрушки. А я вымою посуду и уберу со стола».
2. «Пора собираться гулять. Все игрушки – по местам. Кукла Наташа, посмотри, как Машенька будет наводить порядок. Потом расскажешь, аккуратна ли Маша», - говорит мама, пошептав кукле что-то на ухо. «Что ты сказала кукле?» - непременно спросит дочь. «Не скажу. Это секрет с Наташей. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташа, потом скажем?». Кукла кивает головой, мама ставит ее на видное место. Она смотрит, как Маша убирает игрушки. Девочка спешит. Наконец все в порядке.
Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то шепчутся. Потом мама говорит: «Моя девочка – аккуратная девочка. Молодец! Правда, Наташа?» кукла кивает в знак согласия. А теперь скажи секрет», - просит Маша. Наташа сказала: «Очень люблю Машу, она любит свои игрушки». Девочка довольна, с хорошим настроением идет гулять.
3. Игра «Хитрый глаз». Предложить детям стать волшебниками, то есть закрыть глаза, сложить ладошки вместе и сказать: «У меня есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте». Желательно, чтобы в игре приняли участие взрослые
Вопросы родителям :
• Бережливы ли ваши дети?
• Как воспитать бережливость у детей по отношению к игрушкам?
Зачитываются ответы родителей на вопрос анкеты : Часто ли ребенок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?
Включается магнитофонная запись ответов детей на вопросы:
Как поступают в вашей семье, если игрушка сломалась, порвалась?
Как беречь игрушки?
Обобщение. Приучайте детей ухаживать за игрушками: стирать кукольное белье, мыть посуду, игрушки. Не разрешайте ребенку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.
Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым, в присутствии ребенка, игрушка будет дороже новой.
Ремонт игрушки можно обыграть. Если у мишки оторвались лапки, ухо, хорошо бы взрослому на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медсестры. Если отскочило колесо, машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.
Ведущая вручает родителям благодарности за воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к игрушкам.
6. Конкурс «Что бы это значило?»
Зачитываются ответы детей.
7. «Острое блюдо».
а) Где хранить игрушки?
Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребенка. Часть их можно убрать и оставить на виду только те, которые нужны ему для игры сейчас. Само их расположение в детском уголке продумано так, чтобы подсказать малышу игру.
Собранную пирамидку поставьте на низенький столик, игрушечного мишку посадите на машину. Куклу усадите за столик, строительный материал положите в коробку.
Книги, пластилин, карандаши – не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки. С их проектами познакомят родители, которые изготовили оригинальные полки для игрушек.
б) Как вмешаться в игру?
«Ну, хватит тебе возиться со своим кораблем. Иди сейчас же обедать! Сколько тебя ждать?».
«Когда пароход подойдет к пристани, пусть капитан идет обедать». Такое подключение взрослого к игре дает гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.
в) Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку неплохо бы успокоиться перед сном.
Ваш малыш активен и подвижен. Это хорошо. Так и должно быть. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Малыши любят все, что называется игрой, ведь играть – это самое интересное занятие в жизни.
«Играть в тишину».
- Катя, я знаю новую игру, в которую мы можем поиграть вместе. Она называется «Играть в тишину». Мы с тобой сейчас замолчим, притихнем, как мышки. И давай послушаем – мы можем услышать много интересного. Т-с-с-с. Слушай внимательно и потом расскажешь мне, что ты услышала.
Катя расскажет вам, что услышала, как поет птичка или звучит радио в соседней квартире, или подъехала к дому машина. Такая игра помогает научить ребенка сосредоточиться и слушать. К тому же даст ему возможность отдохнуть от беготни и успокоиться.
«Найди сюрприз».
- Теперь Катя, слушай внимательно: я что-то скажу тебе шепотом, а ты должна меня услышать. Шепните ребенку на ухо какую-нибудь простую команду, например: «Подойди к двери и дотронься до нее». Таким образом вы дадите несколько команд, потом она вам. Можно закончить эту игру, шепнув Кате на ухо, где она может найти приготовленный вами сюрприз. Это будет большая радость.
г) Если ребенку нравятся взрослые вещи.
У ребенка игрушек больше, чем достаточно, но почему-то его интересуют не машинки или куклы, а взрослые вещи.
Даже младенец смотрит на погремушку, висящую над его кроваткой, всего одну-три минуты. Но стоит взять ее в руки взрослому, и малыш будет наблюдать за ней уже около получаса. Если «побриться» с помощью кубика, ребенок оставит папину бритву в покое.
Обобщение»Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком», - писал В. А. Сухомлинский.
Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Давайте и мы дорогие родители, проникнем в этот дворец детства не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми помощниками, советчиками, партнерами в играх.
Не пожалеем своего свободного времени на игры с детьми.
Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезнее любой игрушки. Сотни удивительных игрушек не заменят ему душевного подъема, который он получает, играя с вами.
8. Решение родительского собрания.
а) Изготовить красивые полки, полки для игрушек на участке.
б) Принять участие в сборе ненужных дома игрушек для игр детей на улице.
в) Изготовить настольную ширму для кукол – петрушек.
г) Сшить кукол в виде сказочных героев, зверей.
д) Принять участие в изготовлении игрушек, их починке.
е) Принять участие один раз в год в играх, развлечениях детей.
Напишите, пожалуйста, когда вы сможете прийти к детям всей группы или п
подгруппы из нескольких человек, чтобы поиграть с ними в какую-нибудь игру.
Это могут быть подвижные игры в группе, на улице, организация сюжетной игры в «магазин», в которой вы научите и сделаете вместе с детьми конфеты из теста, пластилина, клубнички из поролона.
Ваша семья может прийти, чтобы показать диафильм, рассказать сказку, инсценировать ее, научить делать простейшие игрушки, главное – желание. Этот вопрос очень серьезный, от его решения зависит, насколько интересней будет жизнь ваших детей.