Анастасия Наумова
Конспект родительского собрания «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ СКАЗОК
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Наумова Анастасия Владимировна
г. Ленинск-Кузнецкий
2019
Родительское собрание
По развитию связной речи детей посредством театрализации сказок
«В гостях у сказки»
Публикация «Конспект родительского собрания „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цель: привлечение родителей к проблеме развития связной речи детей возраста посредством театрализации сказок.
Задачи: вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми по знакомству со сказками;
показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей.
Форма проведения: встреча с элементами практикума.
Оборудование: мультимедийный проектор, материал к мастер-классу, карточки для родителей.
Участники: воспитатели, логопед, родители, дети.
Предварительная работа:
• Анкетирование родителей.
• Оформление информационного стенда для родителей «Как развивать словесное творчество ребенка в процессе сочинения сказки».
• Изготовление памятки «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки», «Читаем детям сказки».
• Консультация «Роль сказки в развитии связной речи ребенка».
• Пригласительные для родителей.
• Образец для мастер-класса.
• Презентация «Читаем сказки дома».
• Изготовление карточек для родителей.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум.
3. Педагогический всеобруч «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности»
4. Презентация «Читаем сказки дома».
5. Мастер-класс.
6. Заключительная часть.
Ход собрания:
1. Вступительная часть:
На фоне музыки педагог читает стихотворение.
Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с прическою и без,
Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные все наши малыши,
Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…
Родители садятся в круг.
Здравствуйте уважаемые родители! Рада вас видеть на нашей сегодняшней встрече. Хочу поделиться с вами своим хорошим настроением и подарить улыбку, которую передаю своему соседу, сосед передаст улыбку другому, пусть она «пробежит» по кругу (родители передают улыбку друг другу по кругу) снимет усталость и зарядит позитивным настроением.
Игра «Ромашка»
Родители отрывают по очереди лепестки ромашки и зачитывают пословицы:
Хорошую речь приятно слушать.
Каков ум, такова и речь.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
Язык до Киева доведет.
Язык впереди ног бежит.
Без языка и колокол нем.
В добрый час сказать, в худой промолчать. Кто говорит, тот сеет.
Мал язык да всем телом владеет. С тобою наговориться, что меду напиться.
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли вы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас?
Если «да» : Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.
Если «нет», не задумываемся: очень жаль, вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?
2. Практикум.
1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка
Карточки для родителей :
Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Разбор проблемных ситуаций
Ситуация 1
Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при
рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.
Вопрос
– Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.
• Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные
предметы.)
• Что делают дети на картине? (Опишут картину.)
• Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину.)
Ситуация 2
Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос
– Какими, на ваш взгляд, могут быть причины? (Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.)
Ситуация 3
Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!
Вопрос
– Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.)
Ситуация 4
В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха
у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гри-
ша: «рыба» – «лыба», Саша: «шишка» – «сиска», Петя: «садись» – «дись»,
Вова: «сахар» – «хасир».
Вопрос
– Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить.
3. Педагогический всеобуч «Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности» :
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (ответы родителей)
• Понятной
• Выразительной
• Осмысленной
• Богатой
• Грамотной.
Это идеал. А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:
Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь - недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты» - замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
Не грамотные вопросы - невозможность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
Не могут логически объяснять
Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
Плохая дикция - не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.
Что же делать? Развивать связную речь!
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах:
диалоге;
монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности (А. Р. Лурия, Л. И. Федоренко). Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
В дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других. Подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.
На занятиях по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.) дети всегда заинтересованы. Они стараются, радуются, видя результат своего труда. Как же они себя ведут на занятиях по развитию речи? Им не всегда интересно, а бывает даже скучно, ведь надо только говорить, отвечать на вопросы, которые не всегда интересны.
Размышляя над вопросом «как же заинтересовать детей?», пришла к выводу, что помочь может театрализация сказок. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Что вы понимаете под понятием «Театрализованные игры»? (ответы родителей).
Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (стихи, сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Театрализованная деятельность способствует:
1. Созданию интереса к речевому материалу;
2 Продуктивному усвоению материала;
3. Возникновению мотивации к совместной деятельности с другими детьми, взрослыми и родителями (где все равны).
Есть много разновидностей театрализованных игр. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
4. Презентация «Читаем сказки дома» :
Слайд №1.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых не мыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». (В. А. Сухомлинский)
Слайд №2.
А если ребёнок не хочет слушать сказки? А если не любит слушать сказки?
Есть выход – домашний мини-театр.
Ведь игра – это обычное для ребёнка дело. Это сложно? Нет!
И сделать это довольно просто и потраченное время можно с пользой провести, потому что с ребёнком.
Слайд №3.
Театр на столе.
Слайд № 4.
Ребёнок не только актёр, но и режиссёр, и художник. И ничего, если герои чуть-чуть корявые, зато сам.
Слайд №5.
Не хотите рисовать, а перчатки на что? Тогда просто пришьём.
Слайд №6.
И с мягкими игрушками можно сказку рассказать.
Слайд № 7.
А ещё интересен театр на холодильнике!
Слайд № 8.
Предлагаю вашему вниманию небольшое театрализованное представление, разыгранное вашими детьми. Это абсолютный экспромт, что вызовет у вас еще больший интерес. (Видео)
Вопрос для обсуждения. Вы узнали голоса своих детей? Какие ощущения возникали у вас, когда слышали их речь?
В процессе обучения детей правильному произношению, обогащения словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада — логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.
5. Мастер – класс «Кукла на ложке» :
Из шерстяных ниток делаем помпоны.
Приклеиваем клеем «Момент» с внутренней стороны ложки.
Платье вырезаем из фетра и делаем надрез. В надрез вставляем ложку и завязываем ленточкой.
Наклеиваем глазки.
6. Заключительная часть:
Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Я благодарю всех родителей за участие в работе родительского собрания и хочу предложить вашему вниманию брошюры «А как речь – то говорит, словно реченька журчит».
Использованные источники:
1. Чиркова С. В., Родительские собрания в детском саду [Текст]/ С. В. Чиркова. – М. : Вако, 2011. – 214 с.
2. Сорокина Н. Ф., Играем в кукольный театр [Текст]/ Н. Ф. Сорокина. - М. : АРКТИ, 2004. - 207 с.
3. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст]/А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – С. 51-61.