неля самойлова
Витражная роспись в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной овладение детьми только лишь на определенных навыков в рисовании и лепке.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Рисование в нетрадиционной технике «Витраж» - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности.
Публикация «Витражная роспись в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Приобщение дошкольников к изобразительному искусству является одной из основных задач психолого – педагогической работы воспитателя. Знакомство с витражами начинается со старшего дошкольного возраста.
Знакомя детей с технологиями изготовления витражей, педагоги выполняют задачу социализации ребенка в обществе. Дети приобретают не только знания о виде искусства, но и навыки изготовления простейших витражей, умение безопасно работать со стеклом. В процессе освоения техники витража у детей развивается интерес к прекрасному, художественный вкус, желание и умение видеть красоту в окружающем, формируется эстетически развитая личность.
Цель:
Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству. Активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «витраж», ее разнообразием.
2. Обучить педагогов практическим умениям в области витражной росписи.
3. Повысить уровень знаний, умений, навыков педагогов.
4. Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер – класса.
Приветствие
Здравствуйте, я рада Вас видеть таких красивых, добрых, с хорошим настроением в гостях у нашего детского сада. Я приглашаю Вас стать активным участником мастер-класса на тему… А вот тему нашего мастер-класса я предлагаю Вам узнать, отгадав загадку: вставленный в оконный проем орнамент или картина из цветных стекол.
Старое искусство сборки витража!
В маленьких стекляшках мастера душа!
Из цветных осколков сложится узор
Вычурных соцветий, неба и озер.
Психологический настрой: «Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Общеизвестно, что педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы.
Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
В наших руках помочь ребенку открыть для себя мир, получать радость от этого открытия и осознавать свои возможности в воплощении своего видения этого мира.
Каждый ребенок по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением методов арт-терапии. Рисование различными способами (пальчиками, ниточками, кляксография) очень привлекает специалистов. Интересный способ работы, на мой взгляд, изготовление витражей. Использование данной техники способствует преодолению моторной неловкости. Развитию умению концентрироваться. Формирует усидчивость, стремление довести дело до конца. Развиваются творческие способности детей, воображение. А еще выставку работ можно устроить на окне или просто украсить группу к празднику.
Наверное. Каждый человек, хоть раз в жизни, видел настоящий художественный витраж в музее или церкви. С уверенностью можно сказать. Что такое зрелище равнодушным никого не оставит.
Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого похожего материала, который способен пропускать свет.
Кто и когда создал первый витраж – трудно сказать, но это было очень давно.
Сначала люди придумали стекло, научились его делать прозрачным и тонким, затем придумали делать стекло цветным, а после кто-то из художников придумал, что из кусочков цветного стекла можно делать картины. Прозрачные картины украсили собой храмы, дворцы и обычные жилища. И даже более того, древняя старинная техника витража – мозаичный набор из фигурных кусочков стекла – стала активно использоваться и для украшения мебели, каминных экранов, ширм, зеркал. Музыкальных инструментов, ювелирных украшений.
А после люди придумали новый способ, как можно соединять цветные стекла между собой и витражная техника стала применяться не только на плоских поверхностях, но и на объемных, украшая лампы и светильники самых причудливых, необычных форм. Завораживающая, волшебная, очаровывающая красота стекол, играющим красками в солнечных лучах, с каждым веком все более пленяла людей и подвигала художников к совершенствованию своего мастерства.
Красоту витражей можно описывать бесконечно, а об их истории – говорить часами.
Я предлагаю Вам сегодня познакомиться на практике с росписью классического витража, который делается с помощью готовых шаблонов, рисунок переводится на стекло витражным контуром, и раскрашивается прозрачными красками.
Объяснение предстоящей работы.
Эта техника позволяет создавать узоры, не имея художественных способностей. Приемы – совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.
Главный «инструмент» - это наши руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие.
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, Смотрим на раскрытые ладони.
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, Потираем руками.
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем в ладоши.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели Стучим по столу.
И работать захотели. Потираем руками.
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. Сложили ладони вместе.
Постучали повертели Круговые движения кистями.
И опять обратно в путь. Хлопаем в ладоши.
1. Этап Эскиз.
Сначала необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, узоров, и т. д. композицию лучше всего выбирать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно нарисовать или сделать при помощи специальных программ, которые есть на каждом современном компьютере. Работая над эскизом мы должны обязательно помнить, что все контуры – линии рисунка – должны соприкасаться друг с другом. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, которые впоследствии вы будете расписывать. Я предлагаю воспользоваться эскизами разных видов.
2. Этап нанесение Контура.
На этом этапе нам потребуется резерв или контур и готовый шаблон, который размещается под стекло для нанесения рисунка. Резерв наносится толщиной до 5 мм по контуру эскиза на стекло. Поверхность стекла обезжиривается спиртосодержащей жидкостью. Очищенную поверхность руками не трогаем, т. к любой жир создает прослойку, с которой краска очень быстро слезет.
Контур сохнет очень долго (от 30 мин. До 3 часов, поэтому мы применим стекла с уже нанесенным контуром. А наша с вами задача расписать витражной краской предполагаемые витражные картины.
3. Роспись витража.
Практическая работа.
Музыкальный фон. Мы будем использовать: витражные краски, кисти, палитра, ватные палочки, спирт, салфетки. Заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей. Я советую наносить тона от самых светлых к более тёмным. Начинать роспись легче сверху вниз, дабы избежать смазывания и растекания краски. Для этой же цели окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет - это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Смешивать и разводить краски удобно на палитре. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани. Корректировка росписи. Во время самостоятельной работы гости сотрудничают с педагогом. Декорировать витражными красками можно практически любой стеклянный предмет обихода, от зеркала до вазы.
Пока вы будете выполнять свою творческую работу я вам расскажу одну интересную историю.
Очень давно в одном французском городе жил старый художник. Он был беден. И порой ему не на что было купить еды. Художник редко выходил из дома. Заказов на картины у него не было, и он целыми днями сидел у окна своей маленькой комнаты и смотрел, как мальчишки на улице весело играют в мяч.
Однажды мяч попал в окно художника и стекло разбилось. Дети со смехом разбежались в стороны. Бедный старик не знал, что ему делать. Денег на новое стекло у него не было, ведь стекло в то время было очень дорогим. Он закрыл окно старой тканью, но сильный ветер срывал ткань с окна. Тогда художник закрывал окно картонными коробками, но они намокали от дождя. Художник заболел и не мог вставать с постели.
В один из холодных дней дети обратили внимание на окно, которое они разбили. Им стало жалко старика, и они стали собирать по всему городу кусочки старого стекла. Кусочки были разных размеров, разных цветов. И когда дети принесли это стекло художнику- он удивился, но был очень рад поступку детей.
Старик скрепил разные кусочки между собой с помощью смолы. Полученное стекло он вставил в проём окна, и в комнате сразу стало теплее.
Окно получилось очень яркое и красивое. Многие приходили посмотреть на необычное окно. Прохожие любовались и удивлялись необычному стеклу в окне.
Однажды по улице, где жил художник, проезжал знатный вельможа. Он увидел окно и воскликнул «прекрасное стекло!». Вельможа зашёл к старику и попросил его сделать такое же окно ему, пообещав хорошо заплатить. Художник согласился и сделал окно ещё лучше прежнего.
С тех пор старый художник стал очень известным человеком и получал заказы от богатых людей. А мальчишки стали его учениками, которых он учил этому ремеслу. Сначала стекло собиралось из разных цветных кусочков и скреплялось тонким металлом, а потом люди научились расписывать стекло красками. Это искусство получило своё название - «Витраж».
В каждом из нас живет художник, как и в этой истории. Так давайте будем творить и богатеть.
IV. Подведение итогов.
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрывшиеся таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности еще в детстве. Нужно запомнить простое правило- бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
«Люди похожи на цветные витражи. Они искрятся и переливаются разными цветами, но, когда наступает ночь, их истинную красоту можно увидеть только в том случае, если внутри горит свет.»
Спасибо за Ваше участие. Я надеюсь. Что первые шаги в данном виде творчества найдут продолжение в ваших будущих работах.
Желаю вам успехов в ваших начинаниях!