ксения рязанова
Метод имаготренинга в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Имаготренинг – (лат. imago – образ, представление, тренинг (апгл. training train – обучать, воспитывать; метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок).
Имаготренинг - это подвид имаготерапии, направленный не столько на коррекцию поведения ребёнка, сколько на развитие ребёнка через образ, театрализацию. Отсюда цель имаготренинга - развитие творческих способностей и социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи, реализуемые при использовании имаготренинга:
- развивать познавательную сферу ребенка,
Публикация «Метод имаготренинга в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- развивать эмоционально - волевую сферу,
- формировать коммуникативные навыки,
- обогащать представления об окружающем мире,
- развивать двигательную сферу, в том числе мелкую моторику,
- активировать и развивать речь.
Метод имаготренинга основан на процессах идентификации ребенка с героем (сказки, мультфильма и т. д., он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а имаготренинг, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога. В качестве основного приема воздействия в имаготренинге используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип имаготренинга, принцип «переноса доминанты».
Можно выделить следующие функции, которые выполняет имаготренинг.
• Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
• Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.
• Воспитательную – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
• Развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д., моторики.
• Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Метод имаготренинга применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы с детьми.
При работе в группе следует соблюдать следующие правила:
- заботиться об участии и успешности каждого ребенка;
- каждого ребенка принимать таким, какой он есть; доброжелательно, уважительно относиться к детям;
- не допускать упреки, порицания за неуспех, затрудняющемуся с ответом ребенку, давая возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить;
- способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы, поощрять малейшие достижения ребенка;
- сравнивать успехи каждого ребенка с его собственным уровнем;
- создавать атмосферу безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу в группе.
Для более успешного применения данного метода необходимо наличие кукол как традиционных видов театра: пальчикового, конусного, теневого, марионеточного, театра би-ба-бо, так и нетрадиционных «кукол» и масок.
«Живые» куклы.
Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей, она является средством самовыражения для чрезмерно застенчивых детей, к тому же помогает развивать координацию движений.
Кукла из игрушки-рюкзачка.
Кукла и ребёнок объединяются в одно целое с помощью определённого элемента: платка, шарфа и др.
У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Кукла может исполнять сложные движения и действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку).
Метод имаготренинга в работе с детьми заключается в том, что ребёнок выбирает близкий для себя образ и куклу или маску, помогающие перевоплотиться в этот образ и решает предлагаемые задачи в выбранной роли. При таком условии ребёнок не боится ошибиться, ведь ошибается не он, а персонаж, к тому же ребёнок получает яркие положительные эмоции, психоэмоциональную разгрузку.
Таким образом, метод имаготренинга позволяет сделать образовательный процесс более результативным и интересным.