Папки-передвижки

Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников

Анна Стефогло
Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

На сегодняшний день – образная и богатая гагаузская речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи и др.).

Публикация «Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах

А мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний, чтоб достигнуть лучших результатов, когда знание гагаузского языка станет предметом гордости для настоящего и будущего поколения.

Само введение программы параллельного изучения румынского и гагаузского языков подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, активность; овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Также работая с детьми, я поняла, что образовательный процесс должен быть для них интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик.

При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Взяв метод интеллект-карт как идею, а также основу положения психологов: Эльконина Л. В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, я применила в своей работе МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ.

Актуальность ментальных карт для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.

Ментальные карты помогают ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук.

Использование ментальных карт обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи.

У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

Цель:

Применить ментальные карты в интегрированной деятельности для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на протяжении полутора месяца (1 тематическая единица).

Задачи:

- показать детям способ наглядно-графического отображения необходимой тематической информации посредством создания ментальной карты;

- обогащать активный предметный словарь детей в рамках изучаемых лексических тем;

- развивать умение составлять рассказы о предметах, объектах, явлениях, с опорой на наглядную основу (карту-схему);

- формировать у детей навыки взаимодействия в процессе деятельности; воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.

Ментальная карта, mind map - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви, соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы, отражающие содержание темы.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума»)

Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление.

Метод «интеллект-карт» был создан американским писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

По мнению разработчика, интеллект-карта — это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.

В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:

• обучение;

• запоминание;

• презентации;

• планирование;

• мозговой штурм;

• принятие решений.

Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога :

самообразование: что изучать, где, когда;

конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;

портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;

методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;

написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;

планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

Ментальная карта может создаваться педагогом самостоятельно или вместе с детьми. Для этого нужны листы бумаги, желательно, А3, карандаши 3-4 цветов; программные средства майндмэппинга: bubbl.us, cacoo.com, Canva.com, mindmeister.com, а также программы: Freemind, Xmind, Edraw Mind Map, кстати, они бесплатные.

Свои ментальные карты создаю в бесплатной программе Xmind. XMind – это многофункциональный инструмент составления планов, организации мыслей и идей, создания графиков и диаграмм.

Применяю ментальные карты на занятиях гагаузского языка:

* при изложении нового материала;

* для осмысления и закрепления изучаемого материала;

* при обобщении и систематизации изученного материала;

*на этапе контроля знаний, умений и навыков детей.

А также вне занятий, во время режимных моментов.

Создаю интеллект-карты конкретно по определенной теме. Карты содержат материал для работы с фонетическим, с лексическим, грамматическим аспектами речи, с текстовым материалом; по обучению диалогической речи, устному монологическому высказыванию.

В своей работе я применила интеллект-карты следующим образом :

1 направление

• Сбор материала для карты : иллюстрации, рисунки, картинки, презентации и т. д.

• Создание интеллект-карт педагогом самостоятельно

2 направление

• Работа с фонетическим, с лексическим, грамматическим материалом

• Работа по развитию связной речи

Чтобы проверить насколько применение ментальных карт в моей работе актуально, был проведен эксперимент, в котором участвовали дети 2 старших групп, количество детей было приблизительно одинаковым в обеих группах, результаты мониторинга стартового, который был проведен в середине сентября, тоже был приблизительно одинаковым, только некоторые показатели отличались, но ненамного.

Старшая №1 была контрольной, старшая №2 экспериментальной группой. В контрольной группе не применялись интеллект-карты, в экспериментальной интеллект-карты применялись на каждом занятии. Была взята тема «Ne datl meyvalar hem zarzavatlar!» - это 1 тематическая единица, которая содержит 5 подтем, общее количество часов - 14, длительность приблизительно - 1,5 месяца.

Какие результаты?

- Что касается развития связной речи :

* пополнился словарный запас детей;

* улучшилась лексико-грамматическая структура речи;

* дети научились связно, последовательно излагать свои мысли;

* рассказывать о событиях из окружающей жизни;

* дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Но результаты отличались в пользу экспериментальной группы, где применялись интеллект-карты.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект-карт дало положительные результаты.

Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).

• Информация запоминается уже усвоенной (понятой, устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.

Интеллект-карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития речи, памяти, творческого мышления, анализа.

Интеллект-карта – выигрыш во времени.

• Опыт использования интеллект-карт для организации образовательного процесса по развитию гагаузского языка показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить занятие, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, ускоряет процесс обучения.

• Рациональное применение ментальных карт позволит сделать процесс изучения гагаузского языка увлекательным и не скучным для детей, даже самые молчаливые дети начинают проявлять активность, им легче оформить свои мысли, постепенно проходит речевая боязнь.

Таким образом, считаю необходимым продолжить работу в этом направлении, и не только со старшими дошкольниками. Направления в работе те же самые, но добавить в 1 направлению СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, карт классических, а электронные, надеюсь, будут создавать в школе.

1 направление

• Сбор материала для карты

• Создание интеллект-карт педагогом самостоятельно

• Создание интеллект-карт вместе с детьми

2 –направление

• Работа с фонетическим, с лексическим, грамматическим материалом

• Работа по развитию связной речи

Также планирую продолжить работу по созданию ментальных карт для сбора дидактического материала, который будет использоваться в интегрированной деятельности по изучению гагаузского языка. В одну ментальную карту будет входить весь материал, который необходим конкретно для одной тематической единицы: иллюстрации, рисунки, игры, ментальные карты-опоры, аудио для карточек, книг и т. д.

21 век – это век развития новых технологий. В современном инновационном обществе, когда технический прогресс вторгается в жизнь человека практически с его рождения, изменяются и представления о развитии детей. Современные дети развиваются в принципиально новых условиях стремительного роста информатизации общества и количества электроники во всех сферах жизни.

Поэтому современный педагог должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы.

И я постоянно делаю это, сегодня работаю над методом интеллект-карт и считаю, что это будет на пользу нашим детям.

При систематическом использовании ментальных карт у дошкольников повысится уровень развития гагаузского языка, детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества.

Дети приобретут навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, улучшаться коммуникативные навыки и умения.

Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на занятиях гагаузского языка с детьми дошкольного возраста.

Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал не только на уроках гагаузского языка, но и на других уроках.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Дидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речиДидактическая игра «Посмотри в замочную скважину» для развития связной речи Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособияДидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 23:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стефогло в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД