Анна Стефогло
Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
На сегодняшний день – образная и богатая гагаузская речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи и др.).
Публикация «Ментальная карта — дидактический материал для развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
А мне, как педагогу, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний, чтоб достигнуть лучших результатов, когда знание гагаузского языка станет предметом гордости для настоящего и будущего поколения.
Само введение программы параллельного изучения румынского и гагаузского языков подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность, активность; овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Также работая с детьми, я поняла, что образовательный процесс должен быть для них интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития.
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик.
При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложила метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей. Взяв метод интеллект-карт как идею, а также основу положения психологов: Эльконина Л. В. об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, я применила в своей работе МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ.
Актуальность ментальных карт для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.
Ментальные карты помогают ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук.
Использование ментальных карт обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи.
У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.
Цель:
Применить ментальные карты в интегрированной деятельности для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на протяжении полутора месяца (1 тематическая единица).
Задачи:
- показать детям способ наглядно-графического отображения необходимой тематической информации посредством создания ментальной карты;
- обогащать активный предметный словарь детей в рамках изучаемых лексических тем;
- развивать умение составлять рассказы о предметах, объектах, явлениях, с опорой на наглядную основу (карту-схему);
- формировать у детей навыки взаимодействия в процессе деятельности; воспитывать аккуратность при работе с изобразительными и наглядными материалами.
Ментальная карта, mind map - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви, соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы, отражающие содержание темы.
Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума»)
Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление.
Метод «интеллект-карт» был создан американским писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
По мнению разработчика, интеллект-карта — это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.
В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:
• обучение;
• запоминание;
• презентации;
• планирование;
• мозговой штурм;
• принятие решений.
Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога :
• самообразование: что изучать, где, когда;
• конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;
• портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;
• методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;
• написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;
• планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.
Ментальная карта может создаваться педагогом самостоятельно или вместе с детьми. Для этого нужны листы бумаги, желательно, А3, карандаши 3-4 цветов; программные средства майндмэппинга: bubbl.us, cacoo.com, Canva.com, mindmeister.com, а также программы: Freemind, Xmind, Edraw Mind Map, кстати, они бесплатные.
Свои ментальные карты создаю в бесплатной программе Xmind. XMind – это многофункциональный инструмент составления планов, организации мыслей и идей, создания графиков и диаграмм.
Применяю ментальные карты на занятиях гагаузского языка:
* при изложении нового материала;
* для осмысления и закрепления изучаемого материала;
* при обобщении и систематизации изученного материала;
*на этапе контроля знаний, умений и навыков детей.
А также вне занятий, во время режимных моментов.
Создаю интеллект-карты конкретно по определенной теме. Карты содержат материал для работы с фонетическим, с лексическим, грамматическим аспектами речи, с текстовым материалом; по обучению диалогической речи, устному монологическому высказыванию.
В своей работе я применила интеллект-карты следующим образом :
1 направление
• Сбор материала для карты : иллюстрации, рисунки, картинки, презентации и т. д.
• Создание интеллект-карт педагогом самостоятельно
2 направление
• Работа с фонетическим, с лексическим, грамматическим материалом
• Работа по развитию связной речи
Чтобы проверить насколько применение ментальных карт в моей работе актуально, был проведен эксперимент, в котором участвовали дети 2 старших групп, количество детей было приблизительно одинаковым в обеих группах, результаты мониторинга стартового, который был проведен в середине сентября, тоже был приблизительно одинаковым, только некоторые показатели отличались, но ненамного.
Старшая №1 была контрольной, старшая №2 экспериментальной группой. В контрольной группе не применялись интеллект-карты, в экспериментальной интеллект-карты применялись на каждом занятии. Была взята тема «Ne datl meyvalar hem zarzavatlar!» - это 1 тематическая единица, которая содержит 5 подтем, общее количество часов - 14, длительность приблизительно - 1,5 месяца.
Какие результаты?
- Что касается развития связной речи :
* пополнился словарный запас детей;
* улучшилась лексико-грамматическая структура речи;
* дети научились связно, последовательно излагать свои мысли;
* рассказывать о событиях из окружающей жизни;
* дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Но результаты отличались в пользу экспериментальной группы, где применялись интеллект-карты.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект-карт дало положительные результаты.
• Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).
• Информация запоминается уже усвоенной (понятой, устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
• Интеллект-карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития речи, памяти, творческого мышления, анализа.
• Интеллект-карта – выигрыш во времени.
• Опыт использования интеллект-карт для организации образовательного процесса по развитию гагаузского языка показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить занятие, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, ускоряет процесс обучения.
• Рациональное применение ментальных карт позволит сделать процесс изучения гагаузского языка увлекательным и не скучным для детей, даже самые молчаливые дети начинают проявлять активность, им легче оформить свои мысли, постепенно проходит речевая боязнь.
Таким образом, считаю необходимым продолжить работу в этом направлении, и не только со старшими дошкольниками. Направления в работе те же самые, но добавить в 1 направлению СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, карт классических, а электронные, надеюсь, будут создавать в школе.
1 направление
• Сбор материала для карты
• Создание интеллект-карт педагогом самостоятельно
• Создание интеллект-карт вместе с детьми
2 –направление
• Работа с фонетическим, с лексическим, грамматическим материалом
• Работа по развитию связной речи
Также планирую продолжить работу по созданию ментальных карт для сбора дидактического материала, который будет использоваться в интегрированной деятельности по изучению гагаузского языка. В одну ментальную карту будет входить весь материал, который необходим конкретно для одной тематической единицы: иллюстрации, рисунки, игры, ментальные карты-опоры, аудио для карточек, книг и т. д.
21 век – это век развития новых технологий. В современном инновационном обществе, когда технический прогресс вторгается в жизнь человека практически с его рождения, изменяются и представления о развитии детей. Современные дети развиваются в принципиально новых условиях стремительного роста информатизации общества и количества электроники во всех сферах жизни.
Поэтому современный педагог должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы.
И я постоянно делаю это, сегодня работаю над методом интеллект-карт и считаю, что это будет на пользу нашим детям.
При систематическом использовании ментальных карт у дошкольников повысится уровень развития гагаузского языка, детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества.
Дети приобретут навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, улучшаться коммуникативные навыки и умения.
Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на занятиях гагаузского языка с детьми дошкольного возраста.
Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал не только на уроках гагаузского языка, но и на других уроках.