Татьяна Рыженкова
Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из методик овладении детьми навыками быстрого вычисления арифметических задач в уме является «Ментальная арифметика». Это достигается на начальной стадии при помощи специальных счет — абакус. Абакус — примитивный инструмент, состоящий из рамы, перекладины, вертикальных спиц и косточек. Данный прибор зародился в Месопотамии, где распространен с 3 тысячелетия до нашей эры, и в Древнем Риме с 5 века до нашей эры. Но более приближенный вид к современному абакусу появился в 17 веке, его чертежи и образец хранятся в Кабинете медалей Парижской национальной библиотеки. Но данные счеты подошли больше для обучения детей. Программа изучения в основном рассчитана для детей от 4 до 12 лет, иногда до 16 лет, это связано с тем, что до 12 лет идет самое активное развитие мозга. С помощью обучения на инструменте предполагается развитие мелкой моторики, концентрации внимания, скорости мышления, памяти, логики, а самое главное — гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, где как раз быстрый счет будет показателем результативности применяемой методики. Современное дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…», то есть глобальной целью такого образования является воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Поколения, способного успешно самоопределяться в условиях быстро меняющегося мира. Способность к успеху зависит от многих факторов, в частности, от уровня развития основных познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, а также гармоничного развития левого и правого полушарий головного мозга. Мозг человека состоит из двух полушарий, где правое отвечает за творческую деятельность, а левое — за логические действия. Правое полушарие включается, когда мы совершаем работу левой рукой, левое — когда правой, таким образом, задействовав обе руки, мы получаем работу обоих полушарий мозга, что ведет к развитию огромного потенциала для становления ребенка. Главной задачей методики «Ментальная арифметика» как раз и служит синхронное взаимодействие обоих полушарий в образовательном процессе. Это осуществляется за счет постоянной работы пальцев рук во время перемещения косточек на абакусе, что обуславливает в свою очередь развитие и мелкой моторики. А также при освоении навыков быстрого счета, при реализации которого не требуется концентрации внимания, параллельно развивается аналитическое мышление, тренируются и совершенствуются умственные процессы, в отличии от современных калькуляторов, которые их расслабляют и замедляют. Задачи такого развития успешно решаются с помощью «Ментальной арифметики», ориентированной на развитие умственных способностей детей дошкольного и начального школьного возраста.
Публикация «Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Ментальная арифметика в современном понимании — это методика, позволяющая развивать оба полушария головного мозга, тем самым улучшая его работоспособность».
Занятия помогают тренировать нейронные связи мозга, развивать качество и скорость мышления. Отличительной особенностью методики является то, что она одинаково доступна для каждого ребенка, и не требует наличия у детей хорошо развитых математических способностей. В основе методики на начальном этапе лежит использование счетов, или так называемого «абакуса», с постепенным переходом на использование при расчетах воображения, действий «в уме» (так называемый ментальный счет). Косточки, выкладываемые детьми на абакусе (или абаке, дают им наглядное представление о числе и его составе, о математических разрядах (единицы десятки, сотни и т. д.) а также о сути производимых детьми арифметических действий — сложении и вычитании. При работе с абаком у детей одновременно включаются различные виды восприятия: визуальное, слуховое, кинестетическое. Таким образом, работа на абаке, благодаря целому комплексу производимых на нём манипуляций, стимулирует мозговую деятельность и, как следствие, повышает умственное развитие ребенка-дошкольника. «Ментальная арифметика» предполагает систему комплексных занятий, на которых используются как различные формы работы (совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность ребёнка, работа по одному, в парах, в подгруппах (командах, так и разнообразные, сменяющие друг друга современные методы обучающего взаимодействия: игровые обучающие и проблемные ситуации, беседы, квест-технологии, математические игры, работа по развитию мелкой моторики, просмотр развивающих мультфильмов и другие. При проведении занятий включена постоянная смена деятельности детей : выполнение логических упражнений и развивающих игр чередуется с разминками, работа в тетрадях и у доски сменяется корригирующей гимнастикой, счет на абакусе — работой с ментальными картами и собственно ментальным счетом. В образовательном процессе также используется логоритмика, активные игры, игры малой подвижности, экспериментирование, выполнение заданий на компьютере, магнитной и маркерной досках, командные соревнования и многое другое. В процессе проведения занятий дети эмоционально вовлекаются в работу, увлечённо выполняют предлагаемые задания и упражнения, образовательный процесс проходит ненавязчиво и легко. На занятиях по ментальной арифметике обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах коммуникативного взаимодействия, развивается умение сотрудничать, договариваться, обсуждать задачу и способы её решения, работать в команде, помогать друг другу, радоваться успеху других детей. и т. п. Занятия направлены на развитие обоих полушарий головного мозга, а значит, одновременное, параллельное развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Они позволяют детям в интересной игровой и соревновательной форме овладеть многими полезными умениями и навыками, достигнуть высокого уровня развития умственных (интеллектуальных) способностей, а также способствуют развитию целеустремленности, познавательной активности, самостоятельности и других качеств, образующих важнейшее интегральное качество успешной личности.