Папки-передвижки

Механизмы психокоррекции средствами арт-педагогики и арт-терапии

Сикорская Наталья
Механизмы психокоррекции средствами арт-педагогики и арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

В основе организации процесса развития личности детей с ОВЗ средствами арт-педагогики и арт-терапии лежат определенные механизмы. Они связаны в основном с эстетическими эмоциями, оценками, деятельностью, направленной на создание художественных продуктов.

Развитие личности посредством арт-педагогики предполагает приобщение ребенка к культуре. Дети совместно со взрослым проходят путь от восприятия прекрасного, наблюдения, до освоения сенсорных эталонов, свойств предметов. Дети познают человеческие эмоции, знаки и символы, осмысливают отношения людей, специфику явлений природы и социальных событий. Это дает основу для развития оценочного отношения к реальности.

Публикация «Механизмы психокоррекции средствами арт-педагогики и арт-терапии» размещена в разделах

Специалисты подчеркивают, что развитие личности ребенка происходит не только посредством восприятия, но и в условии осуществления активной деятельности в различных видах искусства. Ребенок получает возможность выражать себя через отображение образов. Специфика процесса личностного развития зависит от возрастных и психологических особенностей, характера нарушений в развитии.

Механизм психологической коррекции средствами арт-терапии помогает компенсировать личностную незрелость, которая проявляется у детей с ОВЗ. Данные механизмы проявляются в :

1. в возможности при помощи средств искусства выразить травмирующую для ребенка ситуацию и найти из нее выход, используя творческие способности;

2. в возникновении эстетической реакции в ответ на взаимодействие с художественными образами.

В качестве механизма коррекции в данном случае выступает сам процесс творчества. Создаваемые детьми с ОВЗ объекты выражают их отношение к миру, облегчают процесс коммуникации, помогают установить взаимоотношения со значимыми другими.

Принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения, опираются на положения общей, возрастной и специальной психологии. Важным является тезис о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Важно понимать, что формирование личности и коррекция нарушений могут осуществляться только на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Прежде всего, это происходит в процессе деятельности, которой занимаются дети с ОВЗ. Именно поэтому психокоррекционная работа должна строиться на следующих принципах:

o принцип единства коррекции и развития: целенаправленная коррекционная работа должна базироваться на основе клинико-психолого-педагогического анализа условий развития каждого ребенка с ОВЗ;

o принцип единства диагностики и коррекции развития: цели и содержание коррекционной работы должны быть определены на основе комплексного, целостного, динамичного изучения особенностей ребенка; при осуществлении коррекционной работы педагог должен фиксировать изменения в состоянии ребенка;

o принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы должна быть направлена на компенсацию нарушений в развитии и на реабилитацию, социальную адаптацию таких воспитанников. При этом важно понимать, что коррекция и компенсация – это не синонимы, а тесно связанные понятия, которые не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Цель коррекционной работы заключается в достижении результата – компенсации нарушения;

o принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития: индивидуальный подход к ребенку и формирование коррекционной работы с опорой на основные закономерности психического развития, на учет сензитивных периодов развития и понимание значения последовательности чередования возрастных стадий для становления личности ребенка;

o принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия гласит : помощь необходимо оказывать не только ребенку, но и его родителям; выбор методов, их сочетание определяется педагогом в зависимости от целей, которые он ставит в данный момент времени;

o принцип личностно ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы опирается на признании того факта, что личность ребенка развивается в деятельности, а деятельность ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности – движущая сила его развития;

o принцип оптимистичного подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами в развитии: создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха при работе с такими детьми; педагог должен верить в положительный результат и укреплять это чувство в ребенке;

o принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с детьми (семьи, детского сада и школы) : развитие невозможно вне социальных отношений, особенности общения с ближайшим окружением составляют важный компонент развития, определяют зону ближайшего развития, поэтому успех коррекционной работы зависит, в том числе, от сотрудничества педагога с родителями.

Подходы к изучению особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в арт-педагогическом и арт-терапевтическом образовательном пространстве

Основная цель деятельности педагога при оказании помощи детям с ОВЗ – создание условий для их адаптации и реабилитации. Поэтому особое значение придается диагностике. Ведь на основе целенаправленного изучения особенностей психического развития детей с ОВЗ можно адекватно планировать коррекционно-развивающую работу. Изучение особенностей психического развития детей с ОВЗ опирается на ряд принципов:

• Принцип комплексного изучения особенностей ребенка. Данный принцип предусматривает всестороннее обследование особенностей развития ребенка, всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности и ее структурных компонентов.

• Принцип целостного и системного изучения ребенка. Данный принцип предполагает не только обнаружение отдельных нарушений психического развития, но и установление связей между ними, выяснение причин. Целостное изучение ребенка целесообразно осуществлять в процессе деятельности.

• Принцип динамического изучения ребенка. Он предполагает, что при обследовании необходимо выяснить не только объем знаний и умений, но и потенциальные возможности в обучении.

• Принцип диагностики и коррекции. Данный принцип отражает динамику процесса оказания коррекционной помощи. Д. Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная на контроль протекания психического развития ребенка, которая должна начинаться как можно раньше.

Применяемые методики условно можно разделить на две группы:

• методики для изучения особенностей познавательной сферы;

• методики для изучения особенностей развития личности и эмоциональной сферы.

Общим для изучения разных сторон структуры психики является метод наблюдения. Его главное достоинство заключается в том, что использовать данный метод можно в процессе разворачивания изучаемых явлений. Наблюдатель может видеть движения ребенка, перемещения, особенности коммуникации, речевое поведение, особенности мимики и пантомимики.

Также часто при изучении особенностей развития детей с ОВЗ используется метод анализа продуктов деятельности. Он особенно важен для оценки дальнейшего использования арт-педагогических технологий. В данном случает специалист изучает материальные результаты разных видов деятельности:

• рисунки;

• поделки;

• аппликации;

• письменные работы;

• исполнение музыки;

• танец;

• игра на музыкальном инструменте;

• пересказ литературных произведений.

Для изучения познавательных способностей традиционно используются психологические методики. Их легко можно варьировать по сложности в зависимости от возраста ребенка и имеющихся у него нарушений.

При оценке особенностей восприятия и наглядного мышления стоит использовать разрезные картинки, пирамидки, доски Сегена, сюжетные картинки.

Для оценки словесно-логического мышления применяются:

«Установление последовательности событий».

«Четвертый лишний».

• Классификация предметов.

Для изучения образной памяти используются:

• Методика запоминания расположения предметов.

• Методика «Узнавание фигур».

• Запоминание схематичных изображений.

• Методика «10 слов».

Для изучения состояния внимания используются:

• Корректурная проба.

• Таблицы Шульте.

Для изучения воображения и творческих способностей подойдут модификации методик Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Для изучения особенностей личности можно использовать как проективные методики, анкеты, графические методы. Проективные методики основаны на применении неопределенного стимульного материала, который необходимо дополнить или интерпретировать. В этой группе методик нет правильных и неправильных ответов. Характер ответов определяется особенностями его личности. Цель проективных методик обычно замаскирована, поэтому ребенок не может дать ответы, чтобы подтвердить о себе желательное впечатление.

На основе целостного изучения психологических особенностей детей устанавливается психологический диагноз. Он неразрывно связан с прогнозом – предсказанием пути дальнейшего развития ребенка.

Публикации по теме:

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы»Конспект ООД «Перекидные качели» по легоконструированию «Первые механизмы» Конспект ООД в подготовительной к школе группе первые механизмы «LEGO-education» Тема «Перекидные качели» Цель: способствовать развитию.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Механизмы психокоррекции средствами арт-педагогики и арт-терапии
Опубликовано: 3 октября 2024 в 05:12
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Механизмы психокоррекции средствами арт-педагогики и арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Сикорская Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД