Юлия Емельянова
Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«Через ощущения к осознанию»
по развитию тактильного и кинестетического восприятия детей 3-18 лет
с помощью игрового набора «Пертра»
Составитель: психолог Костина Ю. В.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Целевая группа.
3. Цель и задачи.
4. Оборудование.
5. Описание программы.
6. Тематический план занятий.
7. Ожидаемые результаты.
8. Литература.
Пояснительная записка
Публикация «Программа психокоррекции „Через ощущения к осознанию“» размещена в разделах
Программа «Через ощущения к осознанию» основана на методике Марианны Фростиг. Главная идея ее концепции в том, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка. Детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам возможность тактильно и кинетически осваивать мир просто необходима, поэтому игровой комплект «Пертра», разработанный М. Фростиг, имеет большое влияние в коррекции и развитии таких детей.
Название «Пертра» (Pertra) происходит от начальных букв слов perception (восприятие) и training (упражнение, что соответственно означает тренировку восприятия.
В процессе работы с данным набором активизируются все анализаторные системы ребенка. Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических). В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции ребенка. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно. Кроме того, в процессе восприятия также всегда присутствуют двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Подробный образ предмета создается за счет восприятия информации о его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Эта работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев рук.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов набора «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.
Программа «Через ощущения к осознанию» разработана для проведения в отделении «Мать и дитя» ГКУ СО МО «Балашихинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Росинка» и направлена на всестороннее развитие тактильного и кинестетического восприятия детей и подростков с ограниченными возможностями.
Целевая группа
Данная программа рассчитана на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 3-11 лет с сохранным интеллектом и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями 3-18 лет с задержкой психического развития.
Цель и задачи
Программа «Через ощущения к осознанию» служит достижению следующей цели: развитие и коррекция восприятия и связанных с ним психических процессов через тактильные и кинестетические ощущения.
Для достижения данной цели определяются следующие задачи:
1. Развивать и корректировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительную, тактильную и кинестетическую память, особенности мышления.
2. Развивать сенсомоторную координацию, общую и мелкую моторику, графомоторику.
3. Формировать исследовательский интерес, познавательную активность,
развивать творческие способности и воображение.
4. Формировать навыки социального поведения, способность следовать инструкции, способствовать социализации ребенка и его интеграции в общество.
Оборудование
Программа «Через ощущения к осознанию» предусматривает использование игрового комплекта «Пертра» (Pertra, в который входит 2 доски-основы и 6 наборов игровых средств.
Игровой набор № 1. Конструирование на плоскости (Konstruktion).
Состав набора: комплект пластин с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне; машинки с одним или двумя фиксирующими штырьками; фигурки человечков со штырьками и без штырьков; деревянные и стальные шарики.
Цели работы с данным набором:
- развитие пространственных представлений;
- формирование графомоторных навыков;
- знакомство с различными видами линий;
- развитие концентрации внимания.
Игровой набор № 2. Классификация (Klassifikation).
Состав набора: маленькие квадраты, в центре которых изображены фигуры различных цветов – красные, синие, желтые, зеленые квадраты, треугольники, круги; красные, синие, желтые, зеленые равнобедренные треугольники, равнобедренные прямоугольные треугольники, большие квадраты, прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата, прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Цели работы с данным набором:
- восприятие фигур и форм;
- формирование представлений о геометрических формах, размере и цвете;
- формирование представлений о тождестве и симметрии;
- формирование способности к классификации;
- формирование представления о пространственных отношениях («лево и право», «верх и низ»);
- развитие математических навыков (усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве);
- развитие пространственных отношений.
Игровой набор № 3. Одинаковое и разное (Diskrimination).
Состав набора: бусины (шайбы, втулки и т. п.) разных цветов, размеров и форм; деревянные стержни разной длины; кубики со сквозными отверстиям, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней; шнуры. Цели работы с данным набором:
- восприятие формы и цвета;
-соотнесение и сравнение;
- развитие способности к классификации;
- развитие координации «глаз-рука»;
- формирование содружественных движений обеих рук;
- развитие способности к копированию и воспроизведению.
Игровой набор № 4. Пространство и преобразования (Relation).
Состав набора: деревянные шаблоны разных геометрических форм; деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе; воротца с большими и малыми отверстиями; резинки с пробками на конце; деревянные флажки с конусным штырьком.
Цели работы с данным набором:
- формирование представлений о форме;
- развитие понимания пространственных отношений;
- развитие координации движений пальцев;
- формирование представлений о соотношениях.
Игровой набор № 5. От каракуль к калиграфии (Grafomotorik).
Состав набора: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне; деревянные пластины-направляющие с желобом; разноцветные фигурки машинок; магнитный штифт; резиновые ленты.
Цели работы с данным набором:
- развитие пространственных представлений;
- формирование графомоторных навыков;
- развитие концентрации внимания.
Игровой набор № 6. От хватания к схватыванию (Handgeschiklichkeit).
Состав набора: доска-основа с 280 отверстиями; деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе; короткие и длинные штыри; цилиндры, прищепки, шайбы и бусины с отверстиями; блоки, шнуры, резинки; стальные шарики.
Цели работы с данным набором:
- развитие мелкой моторики;
- развитие дифференцированных хватательных движений;
- формирование представлений о числе;
- формирование навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма;
- развитие навыков счета и классификации.
Описание программы
Реализация программы «Через ощущения к осознанию» основана на определенных принципах, способствующих эффективному достижению целей данной программы:
I. Принцип индивидуальности. Занятия проводятся с учетом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния ребенка. При составлении плана занятий учитывается возраст ребенка, корректируется время проведения и форма (индивидуальная или в малых подгруппах).
II. Принцип уважения. Ребенок привлекается к деятельности без принуждения, опираясь на интерес к содержанию и форме занятий.
III. Принцип непрерывного подхода. Непрерывность подхода обеспечивается за счет того, что на занятиях могут присутствовать родители ребенка, которые обучаются вместе с ним способам взаимодействия, умению овладения навыками игры, получают наглядные рекомендации по формированию и закреплению упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, внимание, зрительно-моторное соотнесение. Все это дает возможность представлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребенка и его потенциальных возможностях, о «зоне ближайшего развития», чтобы работа с ребенком продолжалась также и в домашних условиях.
IV. Принцип этапности. Работа с ребенком по программе «Через ощущения к осознанию проводится в несколько этапов, способствующих более успешному и эффективному развитию.
1. Этап первичной диагностики - проводится индивидуальная диагностика психических процессов ребенка, определяется уровень его актуального развития.
2. Ориентировочный этап - ребенок постепенно знакомится с каждым элементом набора «Пертра», после чего оценивается динамика усвоения того или иного навыка, и в зависимости от этого модифицируется и адаптируется степень нагрузки (сложность заданий).
3. Конструктивно-формирующий и коррекционный этап – проводится работа, направленная на развитие, формирование и коррекцию у ребенка психических процессов, моторики и координации, исследовательского интереса, познавательной активности, навыков социального поведения.
4. Этап оценивания результатов работы - сравнение результатов первичной и заключительной диагностик с целью определения эффективности проводимой работы, рекомендации родителям.
Программа «Через ощущения к осознанию» по развитию восприятия с помощью игрового комплекта «Пертра» рассчитана на 12 занятий. Занятия проводятся индивидуально или в малой подгруппе по 2 человека 1-2 раза в неделю в доступной и интересной для детей форме и составляют 15-30 минут в зависимости от актуального состояния и возможностей ребенка.
Структура занятий составлена так, чтобы можно было проводить упражнения в любой последовательности, при необходимости изменить порядок и сложность упражнений с учетом возраста детей, их актуальных и потенциальных психических возможностей. Последовательность предъявления игрового материала может варьироваться в зависимости от интереса, проблем в развитии, результатов наблюдения. Все игры, упражнения, диагностические методики и приемы, использованные в данной программе, не являются оригинальными. Каждое занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех частей:
I часть. Приветствие.
Включает постоянный ритуал начала занятий, который помогает настроить ребенка на активную работу и создать положительную мотивацию.
II часть. Разминка.
Выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность.
III часть. Основная часть.
Включает упражнения, направленные на коррекцию, формирование и развитие тактильного и кинетического восприятия и связанных с ним способностей, навыков и умений.
IV часть. Ритуал прощания.
Включает в себя постоянный ритуал прощания и обобщение.
Тематический план
1. Тема занятия: Первичная диагностика.
Игровой набор: Все.
План занятий: Наблюдение, тестирование, предъявление стимульного материала, заполнение бланковых методик, компьютерная диагностика.
Задачи: Определение уровня актуального развития ребенка и степень сформированности у него психических процессов относительно возрастной нормы.
2. Тема занятия: «Дорожки».
Игровой набор: Конструирование на плоскости.
План занятий:
Упражнение 1. «Простые дорожки».
Упражнение 2. «Извилистые дорожки».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Координация движений».
Упражнение 4. «Балансир».
Задачи: Развитие пространственной ориентации, координации «глаз – рука» и концентрации внимания.
3. Тема занятия: «Лабиринты».
Игровой набор: Конструирование на плоскости.
План занятий:
Упражнение 1. «Лабиринт дорожек».
Упражнение 2. «Подуй на шарик».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Перевозка грузов».
Упражнение 4. «Запомни и нарисуй».
Задачи: Зрительно-моторная координация, развитие концентрации внимания, работа по образцу.
4. Тема занятия: «Фигуры».
Игровой набор: Классификация.
План занятий:
Упражнение 1. «Знакомство с формами».
Упражнение 2. «Повтори фигуру».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Знакомство с понятием тождество».
Упражнение 4. «Знакомство с понятиями «лево и право, верх и низ».
Задачи: Формирование представлений о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации и пространственной ориентации.
5. Тема занятия: «Узоры».
Игровой набор: Классификация.
План занятий:
Упражнение 1. «Продолжи ряд».
Упражнение 2. «Что лишнее?»
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Сложи узор».
Упражнение 4. «Классы форм».
Задачи: Работа по образцу, развитие мыслительных операций, устойчивости внимания, памяти.
6. Тема занятия: «Путаница».
Игровой набор: Одинаковое и разное.
План занятий:
Упражнение 1. «Найди бусину» («Волшебный мешочек»)
Упражнение 2. «Собери башню».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Нанизывание бусин на шнур»
Упражнение 4. «Путаница».
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, мыслительных операций
7. Тема занятия: «Башни».
Игровой набор: Одинаковое и разное.
План занятий:
Упражнение 1. «Выбери нужное».
Упражнение 2. «Продолжи ряд».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Нанизывание бусин на стержень».
Упражнение 4. «Разноцветные башни».
Задачи: Развитие устойчивости внимания, мыслительных операций и умения работать по образцу.
8. Тема занятия: «Волшебный мешочек»
Игровой набор: Пространство и преобразования.
План занятий:
Упражнение 1. «Большие и маленькие».
Упражнение 2. «Волшебный мешочек».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Повтори фигуру».
Упражнение 4. «Пространственные узоры».
Задачи: Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных навыков.
9. Тема занятия: «Фантастическое животное».
Игровой набор: Пространство и преобразования.
План занятий:
Упражнение 1. «Наложенные фигуры».
Упражнение 2. «Заборчик».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Пространственные узоры» (домики).
Упражнение 4. «Фантастическое животное».
Задачи: Развитие пространственной ориентации, зрительно-моторных навыков, воображения.
10. Тема занятия: «Графомоторика».
Игровой набор: От каракуль к каллиграфии.
План занятий:
Упражнение 1. «Простые дорожки».
Упражнение 2. «Лабиринт дорожек».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Дорожки от каракуль к каллиграфии».
Упражнение 4. «Запомни и нарисуй».
Задачи: Формирование графомоторных навыков и развитие концентрации внимания.
11. Тема занятия: «Контуры».
Игровой набор: От хватания к схватыванию.
План занятий:
Упражнение 1. «Тренировка захватов».
Упражнение 2. «Контуры из резинок».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Проведи шайбу».
Упражнение 4. «Косичка».
Задачи: Развитие мелкой моторики и концентрации внимания.
12. Тема занятия: «Боулинг».
Игровой набор: От хватания к схватыванию.
План занятий:
Упражнение 1. «Тренировка захватов».
Упражнение 2. «Боулинг».
Разминка. Лицевая и пальчиковая гимнастика.
Упражнение 3. «Выбей шайбу».
Упражнение 4. «Две шайбы».
Задачи: Развитие зрительно-моторной координации и моторной памяти.
Тема занятия: Заключительная диагностика.
Игровой набор: Все.
План занятий: Наблюдение, тестирование, предъявление стимульного материала, заполнение бланковых методик, компьютерная диагностика.
Задачи: Диагностика психических процессов ребенка, сравнение результатов первичной и заключительной диагностик, рекомендации родителям.
Ожидаемые результаты
Каждое занятие предполагает овладение практическими навыками, знаниями и умениями, которые повышают уровень развития детей.
По итогам проведения программы «Через ощущения к осознанию» по развитию восприятия детей 3-18 лет с помощью игрового набора «Пертра» предполагаются следующие результаты с учетом психофизиологических особенностей детей:
1. Повышение уровня концентрации и устойчивости внимания, зрительной, тактильной и кинестетической памяти, мыслительных операций, в том числе представлений о геометрических формах, цвете и размере, способности к классификации и пространственной ориентации.
2. Коррекция сенсомоторной координации, общей и мелкой моторики, в том числе графомоторики и зрительно-моторных навыков.
3. Повышение уровня у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Активизация исследовательского интереса, познавательной активности и способности следовать инструкции.
4. Социализация ребенка и его интеграция в общество путем расширения кругозора и способности к восприятию.
Литература
1. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М. : ИНТ. – 42 с.
2. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М. : Генезис, 2003.
3. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. – М. : Генезис, 2008.
4. Осипова А. А. Общая психокорекция. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Перминова Г. А. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методическое пособие. – М. : ИНТ, 2014. – 52 с.
6. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
6. Слюсарева Е. С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. : Просвещение, Владос, 1995.