Галина Котова
Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Авторы: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна, Коростелев Борис Алексеевич, Котова Галина Леонидовна
В настоящее время в Российской Федерации пристальное внимание уделяется совершенствованию механизмов и условий реализации программно-методического обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Так с 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Темочки:
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Особое значение придается совершенствованию дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, регламентирует в качестве базового принципа дошкольного образования принцип поддержки разнообразия детства и представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию всех детей раннего и дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ОВЗ. Так, согласно пункту 3.2.2 ФГОС дошкольного образования для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ; согласно пункту 3.2.7 - для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; согласно пункту 3.3.4 - развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной, что означает доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и т. д.
С учетом вышеизложенного любая дошкольная образовательная организация должна создать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ. При этом разработка отдельного ФГОС дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ не требуется. Вместе с тем группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. При этом среди детей с ОВЗ можно выделить несколько категорий, которые по статистическим данным наиболее многочисленные. Это, прежде всего, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с задержкой психического развития, глухие, слабослышащие, дети с нарушениями речи, слепые, слабовидящие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Каждой из этих категорий детей требуются специфические требования к структуре основных образовательных программ, как в объеме тех или иных разделов программ, их последовательности, так и в сроках их освоения. Освоение образовательных программ этими категориями детей возможно только при наличии специфических условий реализации программ, которые для разных категорий различны. Кроме того, специальные требования должны быть установлены и к результатам освоения основных образовательных программ детьми с ОВЗ. Таким образом, для обеспечения качественного доступного образования воспитанников с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и построены на основе современных достижений коррекционной педагогики.
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2017 годы (пункт 7) определяет необходимость разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных образовательных программ.
В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
В рамках проекта осуществляется разработка:
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе ФГОС дошкольного образования;
- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями на основе ФГОС дошкольного образования.
В сентябре – октябре 2016 года проводится апробация проектов программ, сопровождаемая проведением открытого обсуждения размещенных проектов в СМИ. В рамках апробации предусмотрены обсуждение проектов ПрАООП в дошкольных образовательных организациях, проведение семинаров и круглых столов.
На настоящий момент в рамках апробации (с учетом ФГОС дошкольного образования) выработан следующий механизм проектирования адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно разрабатываются и утверждаются дошкольной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом соответствующих примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Целью реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Структура АООП ДО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, а также планируемые результаты (целевые ориентиры).
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
- содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа).
Коррекционная программа является неотъемлемой частью примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. Она обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности глухих детей раннего и дошкольного возраста, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
В Организационном разделе адаптированной программы устанавливается, в каких условиях реализуется программа и какие необходимы материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы.
При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие ФГОС дошкольного образования, а также методические и научно-практические материалы.
Таким образом, разработка и утверждение образовательных программ дошкольного образования основывается на ФГОС дошкольного образования и относится к компетенции самой образовательной организации. Проектирование адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться с учетом структуры и содержания примерных программ, представляющих разные варианты организации образовательной деятельности в зависимости от нозологической группы и в соответствии с направленностью дошкольных образовательных групп (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной или оздоровительной).