Папки-передвижки

Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

Галина Котова
Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ

Авторы: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна, Коростелев Борис Алексеевич, Котова Галина Леонидовна

В настоящее время в Российской Федерации пристальное внимание уделяется совершенствованию механизмов и условий реализации программно-методического обеспечения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Так с 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Особое значение придается совершенствованию дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, регламентирует в качестве базового принципа дошкольного образования принцип поддержки разнообразия детства и представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию всех детей раннего и дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ОВЗ. Так, согласно пункту 3.2.2 ФГОС дошкольного образования для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ; согласно пункту 3.2.7 - для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими образовательную программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; согласно пункту 3.3.4 - развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступной, что означает доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и т. д.

С учетом вышеизложенного любая дошкольная образовательная организация должна создать специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ. При этом разработка отдельного ФГОС дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ не требуется. Вместе с тем группа детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. При этом среди детей с ОВЗ можно выделить несколько категорий, которые по статистическим данным наиболее многочисленные. Это, прежде всего, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с задержкой психического развития, глухие, слабослышащие, дети с нарушениями речи, слепые, слабовидящие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Каждой из этих категорий детей требуются специфические требования к структуре основных образовательных программ, как в объеме тех или иных разделов программ, их последовательности, так и в сроках их освоения. Освоение образовательных программ этими категориями детей возможно только при наличии специфических условий реализации программ, которые для разных категорий различны. Кроме того, специальные требования должны быть установлены и к результатам освоения основных образовательных программ детьми с ОВЗ. Таким образом, для обеспечения качественного доступного образования воспитанников с ОВЗ необходимы образовательные программы, которые учитывают особенности каждой категории детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и построены на основе современных достижений коррекционной педагогики.

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016 – 2017 годы (пункт 7) определяет необходимость разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста и внесения их в реестр примерных основных образовательных программ.

В 2016 году в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы реализуется проект «Разработка примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (мероприятие 2.1 «Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения», задача 2 «Развитие современных механизмов и технологий общего образования»). Исполнитель – Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В рамках проекта осуществляется разработка:

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слепых детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на основе ФГОС дошкольного образования;

- проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями на основе ФГОС дошкольного образования.

В сентябре – октябре 2016 года проводится апробация проектов программ, сопровождаемая проведением открытого обсуждения размещенных проектов в СМИ. В рамках апробации предусмотрены обсуждение проектов ПрАООП в дошкольных образовательных организациях, проведение семинаров и круглых столов.

На настоящий момент в рамках апробации (с учетом ФГОС дошкольного образования) выработан следующий механизм проектирования адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно разрабатываются и утверждаются дошкольной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования с учетом соответствующих примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Целью реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Структура АООП ДО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, а также планируемые результаты (целевые ориентиры).

Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды:

- предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми;

- характер взаимодействия с другими детьми;

- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;

- содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа).

Коррекционная программа является неотъемлемой частью примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности. Она обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности глухих детей раннего и дошкольного возраста, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

В Организационном разделе адаптированной программы устанавливается, в каких условиях реализуется программа и какие необходимы материально-техническое обеспечение реализации программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы.

При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной программы могут использоваться комплексные образовательные программы, соответствующие ФГОС дошкольного образования, а также методические и научно-практические материалы.

Таким образом, разработка и утверждение образовательных программ дошкольного образования основывается на ФГОС дошкольного образования и относится к компетенции самой образовательной организации. Проектирование адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться с учетом структуры и содержания примерных программ, представляющих разные варианты организации образовательной деятельности в зависимости от нозологической группы и в соответствии с направленностью дошкольных образовательных групп (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной или оздоровительной).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста». 1. Введение. 2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития.

Лэпбук «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возрастаЛэпбук «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста Мне так понравилось делать лэпбуки, что я сделала теперь по теме «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста. Мне очень нравится.

Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста «Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста» Цель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования Стрижакова Наталия Андреевна г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Именно творческая деятельность человека делает его существом обращенным к.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей группы раннего дошкольного возраста Содержание. Опыт №1 Ускорение цветения веток. Опыт №2 Луково-чесночная плантация. Опыт №3 Огород на подоконнике. Опыт №4 Странный огород.

Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возрастаПроект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» Проект «Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста Ранний возраст – это период жизни человека с года до трех лет.

Сказка «Лягушата и цапля». Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста Сказка «Лягушата и цапля» сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста. Цели и задачи: продолжать.

Стимуляция речевой активности детей раннего дошкольного возраста Стимуляция речевой активности детей раннего возраста Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 19:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Механизмы проектирования Аооп для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Котова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД