Вера Смольникова
Конспект занятия «Медведь-священное животное народов ханты и манси»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси.
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с обрядовой культурой коренных народов ханты.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- учить медленно, но чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы;
- познакомить детей с обрядом медвежьего праздника и дать понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси.
- уточнить знания о животных нашего края.
Публикация «Конспект занятия „Медведь-священное животное народов ханты и манси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности, любознательность.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, активность, дисциплинированность, дружелюбие в коллективной деятельности.
Методы: словесный, практический, наглядный, игры, коррекционно - развивающего воздействия на развитие ребенка.
Материал: презентация с иллюстрациями с изображением животных наших лесов, картина Курмаева «Медвежий праздник». Листы бумаги с силуэтами медведя, коричневая бумага, кисти, клей, салфетки, шапочка медведя; мультимедийная система,
Ход занятия
1. Беседа о нашем крае.
Воспитатель : - Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из очень интересных праздников местных жителей. Для этого мы вспомним в каком городе мы живем? (в Урае) А в каком округе находится наш город (в ХМАО). Люди каких коренных национальностей живут в нашем округе (ханты и манси). (Слайд 3 – карта)Постараемся быть внимательными и рассудительными, чтобы всем стало интересно. Что окружает города нашего края? (тайга) (Слайд 4 - тайга)
- Ребята, представьте, что вы живете в тайге, а в тайге живет много разных зверей и птиц. Местные жители - ханты, узнают зверя по следам.
– Каких животных нашего края вы знаете? (слайд 5 –животные)
(олень, волк, лиса, песец, заяц)
2. Игра «Про кого так говорят?»
Воспитатель. – Сейчас мы с вами поиграем в игру «Про кого так говорят?»
«Трусливый как….» (заяц)
«Злой как…» (волк)
«Проворная как…» (белка)
«Хитрая как…» (лиса)
«Сильный как…» (медведь)
«Колючий как…» (ёж)
Воспитатель. - Сможете ли вы отгадать про кого из этих зверей загадка:
«По неведомой тайге
Идёт мужчина
В суконных штанах». (медведь)
Артикуляционная гимнастика (Слайд 6)
Сам медведь большой, ленивый
И язык большой ленивый.
Чтобы смог заговорить, «Лопаточка»
Будем мы его учить.
Вправо- влево, вправо-влево «Часики»
Двигай языком ты смело.
А потом не ленись «Качели»
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Постарайся-ка, дружок, (Слайд 7)
Сделай по губам кружок.
Раз, кружок, два кружок, «Бегом по стадиону»
Посмотри! Ты уже смог.
А теперь, без сожаленья, «Вкусное варенье»
Подбери-ка с губ варенье,
Из малины, из черники.
И конечно, голубики.
Нас язык почти готов, «Барабанщик»
Но начнем пока без слов,
По зубам мы постучим
И тихонько зарычим –РРРРРРР!
Воспитатель. - Правильно, это медведь. Посмотрите на картину и скажите, какой он? (Слайд№ 8 медведь) (он большой, сильный, мохнатый, коричневого цвета) Какие повадки медведя вы знаете? (он любит полакомиться мёдом, малиной) В чем внешнее сходство человека и медведя? (умеет ходить на задних лапах, как человек)
Воспитатель. – Да ребята, вы правы.
Рассказ воспитателя. У каждого народа есть свои : обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Вот сегодня я расскажу вам, как местные жители отмечают «Медвежий праздник»
«Медвежий праздник»
У русского народа медведь, считается «хозяином тайги». Медведь у хантов и манси считается священным животным. Ханты считали, что медведь – это человек – богатырь.
Медведь поражал этих людей тем, что мог становиться на задние лапы и ходить, как человек на «двух ногах», чего не умели делать другие животные. Интересно и то, что ступни задних лап медведя похожи на человеческую.
(Слайд №9 медведь стоит с лапой)
Все это и наводило на мысль о родстве медведя и человека. (Слайд № 10 медведь стоит с лапой). Охота на медведя – это всегда большое событие. На нее приглашались все желающие. Раньше на такую охоту ходили и женщины. Они должны были срубить дерево так, чтобы оно упало на берлогу медведя.
Медведя ханты боялись как грозного хищника и верили, что после смерти он может возродиться. Чтобы душа убитого зверя не принесла людям вреда, нужно было ее задобрить. Так возник «Медвежий праздник», самый яркий и самый давний.
Вот что рассказывает хантыйская легенда : «Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды пошел он в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса, в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через нее в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез без одежды через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не найдя своей одежды покрытый шерстью богатырь пошел скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу»
По другой легенде «Когда то в детстве он жил на небе, но ему очень хотелось попасть на землю. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю. При этом поручил ему следить здесь за порядком и не причинять людям вреда. Однако медведь нарушил некоторые правила и охотники убили медведя. Они устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник
Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Он считается одним из древних по своему происхождению, по сохранению традиций и ритуалов. У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежьего праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.
Убитого зверя помещают в переднем почетном углу на столе (или скамейке). На глаза кладут монеты, чтобы медведь «не видел» присутствующих на торжестве и не причинил им вреда. Перед ним ставят угощенье. Охотник, убивший медведя, садится по правую сторону от его головы, слева садится музыкант и начинается праздник. Люди в танце показывают, как они охотились, другие поют песни о жизни медведя в лесу. Представления чередовались плясками, разыгрывались сцены из повседневной жизни хантов. Этот праздник продолжался много дней. Когда праздник заканчивается - череп медвежьей головы выносят и вешают на ближайшее дерево. Считалось, что этот череп будет приносить людям удачу.
(музыка ханты (Слайд № 17 – стихотворение)
По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят,
Как охотники медведя,
Встретив, хитростью «низводят».
В деревнях расскажут манси,
Как медведя «опускают».
Но никто сказать не смеет,
Что медведя - убивают…
«Низведен» медведь, «опущен», -
Он поддался ненароком, -
Голова его большая…
На столе лежит широком.
И тогда его мужчины…
Как героя восхваляют,
Духом леса называют,
Куньей песней развлекают,
Птичьей пляской провожают.
Ю. Шесталов
Физкультмимнутка.
Воспитатель предлагает детям изобразить мишку, читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют:
Мишка по лесу гулял, Шагают на месте
Мишка шишки собирал, «Собирают шишки с пола»
Очень мишка наш устал, Наклоняют голову влево-вправо.
Сел мишутка задремал. Прикладывают сложенные вместе ладони к щеке.
3. Подвижная игра «Медведь и охотники».
Воспитатель. –А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Медведь и охотники».
Правила игры: охотники вооружаются «камнями» (мягкие мячи, медведь лежит в берлоге. Охотники бросают «камни» в берлогу, медведь, рассерженный, рыча, вылезает из берлоги и бросается на охотников. Они убегают, медведь пытается их догнать.
Воспитатель. – Малик у нас будет медведем, а мы все охотники.
4. Подготовительная работа к аппликации.
Воспитатель. – Ребята, я предлагаю вам присесть за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему: «Младший брат ханты».
Воспитатель. – Кого ханты называли младшим братом? (медведя)
Воспитатель. – Правильно медведя. Вспомним способ аппликации – обрывание. С чего начинаем работу?
(намазываем основу клеем, обрываем небольшие кусочки бумаги и наклеиваем их на основу, лишний клей промакиваем салфеткой).
Воспитатель. – Правильно. Перед вами лежат листы бумаги с контуром медведя. Приступаем к работе. Работаем аккуратно, клей наносим равномерно.
5. Самостоятельная работа.
6. Итог занятия.
Воспитатель. – Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(хантыйскую легенду о богатыре, который превратился в медведя).
Воспитатель. – Что еще вы сделали на занятии?
(аппликацию «Младший брат ханты»).
Воспитатель. –Ребята, выберите сейчас работы, которые вам больше всего понравились. И расскажите, чем именно они вам понравились?
Воспитатель. – Спасибо за работу.