Фаина Зейналова
Медлительные дети
▼ Скачать + Заказать документы
Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.
Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.
Публикация «Медлительные дети» размещена в разделах
Дети-«тихони» легко соглашаются с мнением активных сверстников, т. е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям.
Причины медлительности обусловлены :
Наследственными особенностями нервной системы, проявляющиеся в низкой скорости любых действий, движений, деятельности.
Влиянием окружающей среды, условиями жизни и воспитания.
Степень подвижности нервных процессов действительно является генетически обусловленной, но не является постоянной в течение всей жизни. Наиболее сензитивным является период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы).
Особенности медлительных детей
На уровне вербальных контактов
В речи наблюдается использование словесных стереотипов.
Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними.
Речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная.
Вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции.
Сложности в выражении словами желаний, эмоций.
Речевую активность проявляет редко.
На невербальном уровне
Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированны.
Мимика лица невыразительная.
В ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение.
Отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).
На уровне социальных контактов
Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками.
Сложности с адаптацией в группе сверстников.
Боязнь не успеть выполнить задание.
Отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками.
Боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях).
Низкий уровень притязаний.
Предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре.
Наличие социальных страхов.
Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками в игровой деятельности
В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей.
Медлительные дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении.
Из-за сложности в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки.
Медлительные дети долго обдумывают свой выбор - во что играть, как играть; сложность в выборе партнера по игре, распределении ролей, в переключении с реального диалога на ролевой. Часто из-за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра медлительных детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации (например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта (например - привлечение педагога или родителя на помощь).
При организации деятельности с медлительным ребенком важно помнить:
Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей.
Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.
В общении с медлительными детьми взрослые должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.
Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.
Для медлительных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.
Медлительного ребенка необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты.», «Как я рада тебя видеть.», «Ты очень старался», «Я чувствую, что.». Особенно это важно в начале школьного обучения.
Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня (это основа выработки у него динамического стереотипа, организации двигательного режима (гимнастика, подвижные игры, организации занятий (чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной и личностной.
Желаем удачи!