Ксения Хмельницкая
Поэзия и дети
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей с поэзией начинается в прямом смысле с пеленок. Мелодичные колыбельные напевы звучат над кроваткой ребенка с первых дней жизни. Это песни, создавал народ, они поются веками. В нашей местности часто мы слышим от мамочек, бабушек:
Люли-люли-люлечки,
Прилетели гулечки…
Кто-то первый напел эти слова, ребенку запомнился этот напев и текст, и он сохранил это в памяти. Потом пел их над колыбелькой своих детей. Под ритм качающейся колыбели. В колыбельных нежность матери, любовь к ребенку, пожелание ему сна и счастливого будущего.
Публикация «Поэзия и дети» размещена в разделах
Современные колыбельные песни, как правило, имеют своего автора. Они так же лиричны, проникновенны, так же создают атмосферу безопасности, покоя, любви и зовут ко сну.
Спят усталые игрушки, книжки спят…
(Музыка А. Островский, слова З. Петрова)
Народные потешки, прибаутки так же развивают ребенка. Потешки уже до года должны слышать дети. Например, с их помощью мама налаживает контакт с ребенком. Покачивая на коленях, касаясь головы, рук, ног, знакомит с телом и окружающей действительностью:
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Человеческая речь в поэтической форме льется в приятном для малыша материнском голосе. А при умывании:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.
Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые - это именно забавные смешные стихи малышам. Например, мы никогда не пропустим стихи Агнии Барто:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Далее идет не только семейное (материнское, бабушкино, но и воспитание в детском саду, чтение стихов, пение песенок. Дети любят отгадывать загадки. Они тоже чаще всего встречаются в стихотворной форме:
Белые овечки
Бегают по свечке (верба)
Всё это – подготовка ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений, в данном случае – стихов.
В детском саду дети фактически не умеют читать, а читающие дети еще не могут осознать полностью прочитанного, поэтому в этом возрасте так необходима помощь взрослого, помощь направляющей руки друга. Детям доставляет огромное удовольствие слушать чтение воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, искать положительных героев, выявлять правильные поступки, находить родное, близкое в художественных произведениях.
Любой ребенок готов многократно услышать то или иное стихотворение. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и их социализации.
В детском возрасте закладываются основы театральной способности ребёнка, его артистичности. Вспоминая детство, многие артисты рассказывают о волшебном стульчике, с которого они читали гостям стихи – к праздникам и по иным поводам.
Чтение стихов в детском саду для большинства ребят дает большую пользу, чем домашнее чтение. В детском саду воспитатели стараются разнообразить тематику стихотворений, работают с теми поэтами, которые подходят по возрасту, стараются дать познавательный материал о стране, природе, людях. Дома мы зачастую идем на поводу своего ребенка, читаем ему то, что он любит, повторяя один и тот же текст, читая стихотворения одного и того же поэта.
В детском саду дети любят заучивать наизусть, что также приносит огромную пользу. Большое значение имеет тот факт, что в группе дети имеют возможность читать стихи поочередно, обыгрывать стихи, потому что их много. В группе любимые стихотворные строки мы зачастую превращаем в игру. Например, дети садятся на стульчики, посадив себе на колени зверушек и с удовольствием поют:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
А стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» явно взято из жизни. Оно всем понятно, знакомо и всеми любимо. Оно дает понимание коллектива, и его можно использовать в игровой работе с детьми. С маленькими детками мы играем иногда в простенькие игры, вопросы-ответы «А что у вас в кармане?», «А что ты сейчас видишь вокруг?», «А во что одет твой сосед по игре?» и т. п. Здесь и социализация – это даже не надо и объяснять! В детях это развивает наблюдательность – спасибо Михалкову за эту подсказку, им это интересно, они придумывают даже слона в кармане, который оказывается игрушечным слоником.
В подготовительной группе мы уже знаем это стихотворение настолько, что легко продолжаем его с любой строчки. Используя мотив стихотворения, четко отвечаем на вопрос, где работают родители, какое дерево растет у каждого на даче или у бабушки, или возле дома у окна. Дети-ведущие сами придумывают вопросы, но начинают словами: «Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел…», и вот уже желающие играть в эту игру образовали кружок.
Таким образом, развивается воображение, дети готовы участвовать в театральных представлениях, им легко даются сценки.
Применяя стихотворения в игре, в навыках детей и других видах деятельности, цитируя произведения, мы воспитываем в детях понимание поэзии. Например, на прогулке ребёнок сорвал одуванчик, пушинки разлетелись от ветра, читаются как бы мимоходом строчки из стихотворения Е. Благининой «Одуванчик».
Конечно, это всё – игра, развлечение, но это и основа для восприятия поэзии, поэтизации природы и жизни в целом. Поэтическая форма изложения жизненного опыта позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что заложено в ребёнке.
Значение поэзии в воспитании ребенка нельзя выразить только простыми словами. Сказать явное, подводя итоги, что рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение – недостаточно. Хочется сказать возвышенно: без поэзии жизнь бедна, бесцветна. Раскрасить белый свет очень помогают поэзия и песни, созданные в содружестве хорошими стихами и музыкой.