Марина Ивановна Макарова
Конспект занятия по развитию речи «Проделки Буквоежки» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, конструктивная.
Цель: развитие звуковой культуры речи дошкольников.
закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э;
- упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях;
- продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове;
- закреплять понятия «звук», «буква»;
- упражнять в определении количества слогов в слове;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Проделки Буквоежки“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения;
- упражнять в выработке плавной воздушной струи;
- развивать логическое мышление, память и познавательный интерес.
Материалы и оборудование: коврограф ларчик, забавные буквы из буквоцирка, предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; карточки с изображением овощей, игрушек.
Содержание
организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло добрых рук и добрых сердец. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в гости к галчонку Каррчику, который живет на краю Фиолетового леса. Он познакомит нас с веселыми буквами.
Ну, где же он?
Видим письмо: «Ко мне приехал мой хороший друг Буквоежка из далёкой страны Буквяндии, и мы вместе с ним отправились в Буквоцирк».
Ну что ребята, а вы хотите в Буквоцирк?
Ну, тогда отправляемся.
Воспитатель:
А вот они и Каррчик с Буквоежкой. Но почему-то не хотят нас пускать в Буквоцирк. Буквоежка сказал, что вы не знаете буквы и вам там делать нечего.
Вы согласны с Буквоежкой? Давайте докажем ему что мы знаем буквы.
Буквоежка пустит нас на представление только тогда, когда вы отгадаете загадки об этих буквах.
Загадки про буквы
С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах.
Буква первая, друзья,
В алфавите — это.
О
В этой букве нет углов,
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
Ы
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты,
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву.
У
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву.
Э
Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс.
Теперь плачет "Э-э-э!"
Весь в слезах под буквой.
Воспитатель: вы отгадали все загадки и можем идти теперь в буквоцирк. Посмотрите, сколько здесь букв. А что необычного с этими буквами? (Они похожи на клоунов). Давайте вспомним, как их зовут. (Арлекин, Урлекин)
А почему все буквы-клоуны красного цвета? Правильно, все гласные буквы выделены красным цветом!
Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
А а а а а а О о о о о У у у у у Ы ы ы ы ы Э э э э э
Воспитатель:
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Немые звуки» : я вам буду показывать артикуляцию гласного звука, а вы громко произносить звук.
Появляется Буквоежка и прячет буквы А О У Ы Э.
Воспитатель:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Ой, что то с нашими буквами не то. Ребята чего не хватает? А почему же остались буквы Е, Ё, Ю, Я? Правильно, молодцы, исчезли только те гласные буквы, которые обозначают 1 гласный звук, а в буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Но что же нам теперь делать, как продолжать наше занятие? А! Я кажется, догадалась. Это опять проказы Буквоежки, который очень любит буквы. Ой, ребята, кажется, он нам оставил письмо под деревом в фиолетовом лесу, давайте прочитаем.
(Воспитатель читает письмо, в котором говорится, что Буквоежка забрал буквы себе, но они снова могут появиться, если ребята выполнят все его задания).
Воспитатель:
Ну что, ребята, попробуем выполнить задания и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!
Дети с воспитателем подходят к фиолетовому лесу, на котором висит картинка с изображением зайца, она закрыта тканью, воспитатель берет конверт и читает.
Задание 1: подбор слов со звуком А
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц (Воспитатель снимает ткань с мольберта).
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А. (картофель, кабачок, капуста, свёкла)
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Какие бы вы игрушки подарили со звуком А в названии? (Дети называют игрушки со звуком А).
Воспитатель:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет, а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А. Воспитатель оборачивается на доску и обращает внимание детей, что на коврографе появилась буква А.
Воспитатель подходит с детьми к столу, на котором лежат конверт с заданием и мяч. Воспитатель читает задание.
Задание 2:
Воспитатель:
Ребята, проказник Буквоежка предлагает нам поиграть в игру «Один - много».
Я буду кидать мяч кому-нибудь из вас, и произносить слово в единственном числе, а вы будете мне возвращать мяч и произносить это же слово во множественном числе. (Шар – шары, стол – столы, кофта – кофты, палец – пальцы, лампа – лампы, буква – буквы, мама – мамы, год – годы, минута – минуты, мороз – морозы, губа – губы, рот – рты, стена – стены, торт – торты, мост – мосты, бант – банты, час – часы, кот – коты, труба – трубы, перец – перцы, народ – народы).
Воспитатель:
Этот звук вы можете увидеть? (нет, а что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Ну-ка, проказник, отдавай обратно букву Ы (На каврографе появляется буква Ы). Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Воспитатель подходит с детьми к столам, берет конверт и читает следующее задание.
Задание 3: дыхательная гимнастика
Воспитатель:
Ребята, Буквоежка приготовил нам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если мы сумеем их расколдовать, то он вернет нам еще одну букву.
Дети подходят к столу, где перед каждым лежит картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.
Воспитатель:
Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Наберите побольше воздуха, поднесите картинку к губам, и подуйте на нее, не надувая щёк, медленно выдыхая так, чтобы картинка открылась.
У всех получилось? Какое слово изображено на картинке? (Жук).
Какой звук слышится в середине этого слова? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет, а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание мы выполнили. Буквоежка, возвращай нам букву У. Ой, ребята, смотрите, появилась буква У.
Воспитатель подходит к следующему столу, берет конверт с заданием и читает.
Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Воспитатель:
А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Воспитатель предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Воспитатель:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет, а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращайте нам букву.
Воспитатель подходит к следующему столу, берет конверт с заданием и читает. Задание 5: определение количества слогов в словах.
Воспитатель:
Наш проказник пишет, что по дороге к нам они пробегали мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда он громко крикнул, то в ответ услышал (эхо).
Воспитатель:
Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.
Воспитатель:
Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.
Какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Можно увидеть этот звук? (нет).
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Мы справились с заданием, так что Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э. (Буквоежка возвращает последнюю букву)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на каврограф, все ли гласные буквы на месте. Какие мы сегодня буквы искали? Какие звуки обозначают эти буквы? А почему Буквоежка не забрали буквы Е, Ё, Ю, Я? Ребята а какие звуки кроме гласных еще бывают? А они все одинаковые? Молодцы ребята, теперь наш проказник Буквоежка будет знать, что мы свои буквы просто так не отдадим!
Рефлексия: Ребята что мы сегодня узнали нового? А что вам понравилось больше всего?