Оксана Махота
Материалы для художественного творчества в арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Еще одна классификация материалов, используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что детям для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.
Темочки:
Неструктурированные пластические материалы :
- естественные, изготовленные вручную или промышленным способом;
- двухмерные и трехмерные;
- мягкие, влажные, текучие, либо плотные, сухие и до- пускающие контроль над изобразительным процессом;
- предполагающие использование инструментов или непосредственную работу руками;
- различающиеся по степени физических усилий, необходимых для работы с материалом;
- различающиеся по затратам времени;
- различающиеся по символическому содержанию;
- различающиеся по типу образов.
Виды неструктурированных материалов представлены ниже.
Глина: естественный материал, трехмерный, пластичный, предполагающий непосредственную работу руками или использование инструментов; требует определенных физических усилий, разных затрат времени, символизирует тело, стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами.
Гуашь: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени, активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды.
Акварель: продукт промышленного производства, включает естественные и синтетические ингредиенты; двухмерный; пластичный; плохо контролируемый; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; активизирует фантазию и появление легких, эфемерных образов.
Фломастеры: продукт промышленного производства; синтетический; двухмерный; пластичный и контролируемый; материал, являющийся в то же время инструментом; не требует усилий, но требует многочисленных коротких штриховых движений при раскрашивании поверхностей; затраты времени различные; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов.
Масляная пастель: продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный и контролируемый; предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление самых разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.
Сухая пастель и уголь: натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерные; пластичные и контролируемые; предполагают мягкость и точность движений и непосредственную работу руками для рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различные; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Пластика: синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий; затраты времени различные; может быть разделен на части и снова соединен в общую массу; способствует изображению простых образов.
Пластилин: синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками; может использоваться и для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различные; способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы.
Цветные карандаши: материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливаемый промышленным способом; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но требуется множество движений рукой при раскрашивании; позволяет создавать как аккуратные, точные, конкретные, так и фантастические образы.
Простые карандаши: материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако его можно использовать для растушевки и стирать с помощью ластика; предполагает непосредственную работу руками; затраты сил невелики, но требуется множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания.
Оформленные материалы. Бумага: изготовленная промышленным способом может использоваться как двухмерный материал, при этом ее можно скреплять с помощью клея, липкой ленты или скрепок, а также мять или сворачивать, создавая при этом трехмерные формы.
Белая бумага для рисования: должна быть плотной; белый цвет в качестве основы для рисования является нейтральным по отношению к большинству других цветов; может иногда восприниматься как метафора света или пустоты; не содержит красителей; все наносимые на нее цвета, смешиваясь, создают более темные оттенки; неиспользованные участки могут восприниматься как своеобразные «мертвые зоны», когда они не интегрированы в общую композицию.
Туалетная или оберточная бумага: нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать легкость, воздушность; имеет различные оттенки.
Цветная бумага: плотная, гибкая; имеет различные оттенки, получаемые путем использования синтетических красителей, которые на свету быстро теряют свою яркость; хорошо подходит для коллажа и конструирования.
Целлофан: прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки.
Двумерные подручные материалы и «отходы производства». Эта подгруппа включает следующие материалы.
Использованные билеты, исписанные тетради и блокноты, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои. Подобные материалы могут затрагивать темы личного характера.
Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки. Эти предметы мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного характера. Они выступают в качестве метафор различных качеств самого клиента и крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.
Пуговицы, гвозди, спички, зубочистки и т. д. Все эти предметы могут пригодиться для создания коллажей, ассамбляжей и объемных композиций.
Связующие материалы. Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки, нити, веревки. Эти предметы и материалы могут скрепляться друг с другом и с основной поверхностью. Характер их скрепления может быть агрессивным (например, проволока) или мягким (например, клей).