Юлия Лукьянцева
Консультация «Педагогика сотрудничества»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста»[/b]
Материал к семинару-практикуму на тему:
«Педагогика сотрудничес тва»
В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники педагога. «Педагогика сотрудничества» является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического мышления.
Публикация «Консультация „Педагогика сотрудничества“» размещена в разделах
В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и их воспитателей, построенная на осознании педагогом и ребенком общности целей в педагогическом процессе.
Взрослый и ребенок в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а воспитанники получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции.
Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности детей, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих ребят. Есть очень способные дети, но немало и таких, которые ленятся, не хотят заниматься, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать.
Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого воспитателя - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ребенка в активную деятельность. Раз есть разные дети, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность воспитанников. Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с детьми, требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов.
Вместе с тем это не означает, что «педагогика сотрудничества» - достояние только «педагогических маяков». Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем. Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса.
Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:
1. создание творческой атмосферы на каждом занятии;
2. постоянное превращение ребенка из объекта обучения в субъект учебного процесса;
3. обеспечение уверенности детей в собственных силах, в возможности достижении успеха;
4. исключение, как правило, методов принуждения к учению;
5. демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения воспитателя с ребенком, детей между собой;
6. создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;
7. организация добровольной взаимопомощи «сильных» детей «слабым»;
8. создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса:
9. обстановка радости успеха;
10. снятие боязни провала и отрицательной оценки;
11. широкая практика оценочного общения воспитателя с детьми;
12. эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов детей к педагогу и друг к другу;
13. широкое применение педагогических средств, побуждающих ребят к активной познавательной деятельности:
14. эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса детей во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности у детей, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
15. объективность и справедливость оценки учебных успехов воспитанников, использование политики оценки для повышения качества учения;
16. применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения;
17. широкое применение самоконтроля и самоанализа ребятами своих учебных успехов.
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Концепция воспитания.
• Педагогизация окружающей среды.
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Гуманное отношение к детям включает:
• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание воспитанника и воспитателя в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на ошибку;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений учителя и учеников:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Педагогика сотрудничества ставит образовательное учреждение в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются сад, школа, семья и социальное окружение (среда).
Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания.