Елена Белоглазова
Материал по развитию мелкой моторики для родителей по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад. Игрушки»
Солнце скрылось за домами Показываем солнышко над головой
Покидаем детский сад
Шаги на месте
Я рассказываю маме
Про себя и про ребят Показывают на себя, а потом на воображаемую маму
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Как мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду. Движения по тексту
Прыжки
Прыжки, едят
Держат воображаемую книгу
2. Развитие мелкой моторики.
Публикация «Материал по развитию мелкой моторики для родителей по лексическим темам» размещена в разделах
На большом диване в ряд куклы Танины сидят Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Два медведя, Буратино и веселый Чиполлино, и котенок, и слоненок загибают поочередно все пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Разгибают поочередно пальчики
Помогаем нешей Тане мы игрушки сосчитать. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
3. Развитие артикуляционной моторики.
«Окошечко» «Трубочка»
«Лопаточка» «Часики»
«Щечки» «Лошадка»
4. Развитие Фонематических процессов.
1. Закреплять:Из чего же состоят слова? (из звуков)
- Что можное сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)
2. Закреплять понятия «речевой звук», «не речевой звук».
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не
похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет
только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
5. Развитие лексико – грамматических процессов.
1. Игра «Узнай по описанию». Воспитатель описывает игрушку, а ребенок должен узнать ее. Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает в вверх.
2. Подбери прилагательное. Кукла (какая)- красивая, большая….
Мячик (какой, машинка (какая…
3. Подобрать действия к предмету: мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает. ; кукла —. ; матрешка — … .
4. игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : мяч — мячик, кукла —. ; мишка —. ; матрешка —. ; Петрушка —. .
5. Ира «один-много» (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) :
мяч – мячи – много мячей
мячик – мячики – много мячиков
кукла – куклы – много кукол
кубик – кубики – много кубиков
мишка – мишки – много мишек
Тема : «Весна».
1. Развитие общей моторики.
Солнышко, колоколнышко, Стоят в маленьком кругу; стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки. Шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки
Ты пораньше взойди Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.
Нас пораньше разбуди Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.
Нам в поле бежать, нам весну встречать. Бегут по кругу, взявшись за руки.
2. Развитие мелкой моторики.
Иди, весна, иди, красна,
Пальчиками «идут» по столу.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край. Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинца.
3. Развитиеартикуляционной моторики.
«Лопаточка» «Лошадка»
«Вкусное варенье» «Грибок»
«Язычок шагает» «Гармошка»
«Маляр» «Чашечка»
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
1. Игра «Поймай звук С». Х, П, С, Х, К, С, Т, С, Л, Т, С, Х
Ха, хо, Су, кы, сы, та, па, са, ах, ос, ох, ас, эт, эс
Сок, сом, собака, коса, лиса….
5. Развитие лексико-грамматических процессов.
1. Подбери признаки (не менее трех признаков) :дождь (какой) – …сосулька (какая) — …
2. Подбери действия (не менее трех действий) :дождь (что делает) –…солнце (что делает)
3. Один – много (множественное число) :
проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей —
4. Есть – нет (родительный падеж) :
подснежник – нет подснежника
сосулька — …
луч — …
почка — …
проталина — …
ручей — …
Тема : «Грибы. Ягоды».
1. Развитие общей моторики.
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки. Дети идут в хороводе
Белочки скакали,
Рыжики срывали. Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы
Лисичка бежала,
Лисички собирала. Бегут, собирают воображаемые грибы
Скакали зайчатки,
Искали опятки. Скачут стоя, “срывают” грибы
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой
2. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.
В лес идем мы погулять. пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего
В лес идем мы погулять. обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. Загибают пальчики, начиная с
большого.
3. Развитие артикуляционной моторики.
«Заборчик» «Трубочка» «Лопаточка» «Иголочка» «Часики» «Качели» «Лошадка» «Останови лошадку»
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
1. Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, улитка, акробат, удочка и т. д., дать характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный (воздух свободно выходит, не встречает преграды, получается песенка).
2. Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, а дети хлопают на звук А. на звук У.
3. Придумай слова, которые начинаются на звук А, на звук У.
5. Развитие лексико – грамматических процессов.
1. Назови ласково: Мухомор –, малина – ,подосиновик – клюква - …
гриб – земляника – опёнок -
2. Назвови соки: из моркови – морковный; из огурца – ,из помидор - ,
из свёклы – ,из чеснока – ,из капусты – .
3. .«Сладкая, горькая или кислая?» Малина на вкус какая? …
Клубника на вкус какая? Клюква на вкус какая? Крыжовник на вкус какой?
Брусника на вкус какая?
4 «Съедобные – несъедобные»
Взрослый перечисляет названия грибов, а ребё нок говорит: «съедобные» или «несъедобные» (ответы ребёнка записать в два столбика).
Тема «Домашние животные».
1. Развитие общей моторики.
Жил на свете пес лохматый, очень важный был. Обычная ходьба
Каждым утром спозаранку прогуляться выходил.
Шел он шагом, шел он важно, в стороны глядел. Ходьба с поворотом головы
Так же важно, деловито хвостиком вертел. Ходьба с поворотом бедер
Раз, два, три, четыре – в стороны глядел. Повороты головы вправо - влево
Раз, два, три, четыре – вверх и вниз глядел. Посмотреть вверх вниз
2. Развитие мелкой моторики.
У серой мышки – маленький мышонок,
У белой утки – веселый утенок.
У кошки - пушистые котята,
У белки - рыжие бельчата.
У собаки – шаловливые щенята,
У коровы – ласковый теленок,
У козы - смешной козленок,
У овцы – кудрявые ягнята,
А у мамы - конопатые ребята! загибать пальчики, начиная с большого
3. Развитие артикуляционной моторики.
«Заборчик» «Трубочка»
«Часики» «Иголочка»
«Лопатка» «Качели»
«Лошадка» «Останови лошадку»
4. Развитие фонетико – фонематических процессов.
1. Игра «Выдели первый звук». Первый звук в словах фонарь, фунтик, факел….
Дать характеристику: согласный, обозначаем синим или зеленым цветом. Закрепить почему гласный (воздух при выходе, встречает преграду- зубы).
2. Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, а дети хлопают на звук «Ф».
3. Придумай слова, которые начинаются на звук «Ф».
5. Развитие лексико – грамматических процессов.
1. «Кто как голос подает?» корова – мычит, кошка — …собака — …свинья — …
лошадь — …овца — …
2. «Кто чем защищается?» корова, коза – рогами, лошадь – ,кошка — …
собака — …
3. «Кто где живёт?» лошади –, коровы –, свиньи – ,собака – ,телята- ,собака живет – 4. «Кто как ест?» корова - жует, кошка – лакает, собака - грызет.
5. «Кто чем питается?»
6. Игра: «Как передвигается?» (Активизация глагольного словаря)
Прыгает, бегает, ластится, ходит, бредёт, бежит, потягивается.
Тема : Домашние птицы
1. Развитие общей моторики.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Вместе с ребёнком ритмично поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки в такт рассказыванию стихотворения.
2. Развитие мелкой моторики.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать хлопаем руками по коленям
А за ней ребятки – желтые цыплятки шагаем пальчиками по столу
Ко – ко – ко, ко – ко – ко, не ходите далеко! грозим пальчиком
Лапками гребите загребаем ручками
Зернышки ищите. клюем пальчиками зернышки
Съели толстого жука, дождевого червяка показываем руками, какой толстый жук
Выпили водицы полное корытце показываем как черпаем воду и пьем
3. Развитие артикуляционной моторики.
«Заборчик» «Трубочка»
«Часики» «Иголочка»
«Лопатка» «Качели»
«Лошадка» «Останови лошадку»
4. Развитие фонетико – фонематических процессов.
1. Повтори слоги. Ва - фа By - фу - ву - фу Ва - во - ву - вы
Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы
Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы
Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы
2. Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, а дети хлопают на звук «В», «Ф».
3. Придумай слова, которые начинаются на звук «В», «Ф».
5. Развитие лексико – грамматических процессов.
1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО» :
Птица – птичка. утка – уточка, петух – петушок, курица- курочка
Индюк –индюшонок, гнездо – гнёздышко. Хвост – хвостик и т. д.
2. Подбери признак (не менее трех признаков) :
петух (какая) — …
утка (какой) -
3. Подбери действия (не менее трех действий) :
курица (что делает) — …
4. Хитрые вопросы
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – крыльев или лап?
Кто старше – птица или птенец?