Андреева Светлана
Артикуляционные сказки по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА : Знакомство с органами артикуляции.
«Сказка про Говориша»
Жил – был Говориша, он был веселый и озорной, а жил он в доме за белым забором. Догадались ребята? Говориша – это ваш язычок, который помогает вам общаться и разговаривать. Белый забор – это зубки (упражнение «заборчик», а дом его – это ваш ротик. Часто Говоришка смотрел в окошко (упражнение «Окошечко»). Он был веселый, когда светило яркое большое солнышко (упражнение «Улыбка»). Говоришка любил греться на солнышке (упражнение «Блинчик»). А ещё любил играть в футбол (упражнение «Загони мяч в ворота», любил качаться на качелях (упражнение «Качели», кататься с горки (упражнение «Горка»). Вечером усталый Говоришка возвращался домой и ложился спать в свою постельку (упражнение «Послушный язычок»).
Публикация «Артикуляционные сказки по лексическим темам» размещена в разделах
ТЕМА : «Овощи»
«Сказка об овощах»
Жил – был огурчик. Его так называли, потому что он был маленький. Он был красивый, зеленый и вот такой овальный (губы в положение звука «О») жил он на грядке у бабушки в огороде, огород был загорожен забором (упражнение «Заборчик», огурчик радовался (упражнение «Улыбка», что растет вместе с другими овощами (ответы детей). Когда пришла осень все овощи стали убирать, выкапывать лопаткой (упражнение «Лопатка»). Из овощей готовили разные блюда (ответы детей). А из огурчика сделали салат и ели из большой чашки (упражнение «Чашка»). Огурчик был доволен, что он очень вкусный (упражнение «Вкусное варенье») и полезный.
ТЕМА : «Фрукты»
«Фруктовые истории»
В одном фруктовом саду росли сладкие яблоки, груши. Что ещё могло расти в саду? (ответы детей) и кислый лимон (мимическое упражнение). Они все росли на фруктовых деревьях (логоритмическое упражнение - показ «Дерево» : ноги на ширине плеч руки подняты ладонями вверх). Осенью все фрукты собрали и сварили вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). А вечером, когда часы показывали 8 (упражнение «Часики», все собирались и пили чай из чашек (упражнение «Чашечка») с вишневым, яблочным (ответы детей) вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом чистили зубки (упражнение «Почистим зубки») и ложились в свои кроватки (упражнение «Послушный язычок»).
ТЕМА : «Части суток»
«Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»
Рано, рано, по утру и петух кричит: «Ку – ка – ре – ку». Вот и наш Говориш проснулся (упражнение «Лопаточка», потянулся (упражнение «Иголочка», умылся (упражнение «Оближем губки»,расчесался (просунуть язычок между зубами) и отправился чисть зубы (упражнение «Почистим зубки»).Почистил нижние зубки, потом верхние. Сделал утреннюю зарядку (упражнение «Качели») и отправился в детский сад. В детском саду он веселил детей и показывал разные фокусы (упражнение «Фокус»). Днём Говориш вместе с детьми на улице гонял футбол (упражнение «Загони мяч в ворота»). В обед он ел суп из тарелки (упражнение «Блинчик», пил вкусный компот (упражнение «Вкусное варенье») из своей чашки (упражнение «Чашечка»). А когда настал вечер, Говариш довольный вернулся домой, лег в свою кроватку (упражнение «Послушный язычок») и всю ночь ему снились сладкие сны (упражнение на релаксацию).
ТЕМА : Перелетные птицы
«Птенчики»
Наступила весна. Птицы стали прилетать, петь в лесу и щебетать. Какие птицы возвращаются с юга? (Ответы детей) Жили – были маленькие птенчики (упражнение «Птенчики», язык спокойно лежит в полости рта). Жили они в гнезде (упражнение «Чашечка», мама кормила их язычком (упражнение «Иголочка», после еды они пили водичку (упражнение «Трубочка» на вдохе). По утрам птенцы учились петь ( Пропевание гласных звуков: «А… О… У… И… Ы… Э) и летать (упражнение для пальцев рук «Птичка»,большие пальцы скрестить, взмахи ладонями). Вечером птенцы возвращались в гнездо (упражнение «Чашечка») и ложились спать (упражнение «Птенчики»).
ТЕМА : Весна
«Прогулка Говориша на весеннюю полянку»
Логоритмическое упражнение «Солнышко»
Солнышко проснулось, потянулось.
Распустились листочки,
Появились листочки.
Да и ты не зевай,
Щёчки солнцу подставляй!
Открыл Говориш двери в своем домике (упражнение «Окошечко», спустился по ступенькам (упражнение «Ступени») и выбежал на улицу (упражнение «Лопаточка»). Одел на ножки сапожки и стал шлепать по лужам ( самомассаж языка: пошлепывание губами). Побежал Говориш на весеннюю полянку и увидел ручеёк, сделал он лодочку (упражнение «Парус») и стал пускать её по ручейку (упражнение «подуй на язычок»). На полянке ярко светило солнышко. Погрелся Говориш на солнышке (упражнение «Лопаточка») и довольный отправился домой (упражнение «Улыбка»).
ТЕМА : Домашние животные
«Как котенок научился шипеть»
Однажды маленький котенок встретил во дворе щенка. Щенок громко лаял и рычал, как взрослый пес: «Р. Р…Р…». Котенок тоже хотел научиться защищаться и шипеть: «Ш…Ш…Ш…». И щенок рассказал, как он долго учился и тренировался. «Я тоже буду учиться и тренироваться» - отвечал котенок. И стал каждый день выполнять упражнения для язычка: «Птенчики», «Лопаточка», «Чашечка», «Трубочка», «Змейка», «Почистить зубы», «Вкусное варенье», «Оближем губки», «Лошадка», «Гармошка», «Грибок», «Фокус».
ТЕМА : Мой дом
«Веселый дом Говориша»
Говориша дом закрыт (упражнение для пальчиков). Дом он свой открывает, в этот домик приглашает. В веселом доме есть окно (упражнение «Окошечко»). Говориш часто смотрит в него. В доме есть ступеньки (упражнение «Ступеньки»). Говориш пошел гулять, по ступенькам стал шагать. Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа, а затем на вторую (широким языком обнимается верхние зубы, на третью (кончик языка у верхних бугорков альвеол). В домике Говориша есть стенки (узким языком «погладить» внутри правую, левую щеку). Говориш любит наводить порядок в своем доме (упражнение «Маляр).
Красить комнаты пора.
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру красить потолок
Язычком помогаем.
А после уборки он поет песни: дин – дон, дин – дон, бом – бом, бом – бом.
ТЕМА : Дикие животные
«Мишка – сластена»
Мишка по лесу гулял
И малину собирал.
Собирал её в лукошко (упражнение «Чашечка»,
И шагал он по дорожке:
(пошлепывание губами по язычку «пя- пя-пя»).
Отдохнуть решил немножко (упражнение «лопаточка»).
Посмотрел по сторонам (упражнение «Часики») –
И грибочки увидал (упражнение «Грибок»).
На полянку он пошел
И друзей себе нашел.
(Как вы думаете кого он мог встретить в лесу)
Угостил там всех медком,
Вкусным, вкусным пирогом (упражнение «Вкусное варенье»).
Звери пели (пропевание гласных А,О,У,И, веселились
(упражнение «Улыбка»).
И до вечера резвились.
( логоритмическое упражнение под музыку : «Имитация движений –изобрази животное)
Мишку все благодарили
И спасибо говорили!
ТЕМА : Профессии
«Как Говориш учился строить дом»
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Проснулся утром Говориш
И решил построить новый дом.
Молотком стучал: тук – тук
( упражнение для пальцев рук: руки в кулачках, удары рука об руку)
Забивал он гвозди (упражнение «Дятел: д… д…»,
Стены красил сверху вниз (упражнение «Качели»,
Делал пол и крышу
( упражнение для пальцев рук: пальцы обоих рук под углом драг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)
Смастерил крыльцо повыше,
Три ступеньки сбоку (упражнение «Ступеньки»,
В доме сделал он окно
Загляденье просто (упражнение «Окошечко»!
Говориш построил дом,
Как уютно стало в нем!
ТЕМА : Животные жарких стран
«Говориш в Африке»
Прочитал Говориш сказку «Про Айболита» и решил сам посмотреть на зверей, которые обитают в жарких странах. Смотрел он на зверей и повторял все за ними:
Как веселые мартышки,
Улыбнитесь ребятишки (упражнение «Улыбочка»!
Губки вытяни вперед,
Это будет хоботок (упражнение «Хоботок»).
Хоботок как у слона,
Удержать его пора (под счет до 10).
Полосатые лошадки
Убегают без оглядки (упражнение «Лошадки»).
Вот удав шипит в кустах
(произнести делительно «ш…ш.»).
А за ним гипопатам,
Раздувает щеки (упражнение на дыхание)
Много там ещё зверей,
Посмотрите книжку.
ТЕМА : Транспорт
«Путешествие Говориша»
Решил однажды Говориш отправиться в путешествие. Вышел на улицу (упражнение «Лопаточка»). Посмотрел налево, затем направо (упражнение «Часики»). Сел в автобус и приехал на вокзал. Увидел паровозик («Песенка паровозика: ч…»). На нем он доехал до аэропорта. Говориш решил купить билет на самолет («Песенка самолетика: у…»). Он летел над лесами, над полями и приземлился у моря. Говориш увидел большой парус (упражнение «Парус»). Он услышал, как гудит пароход («Песенка пароходика: л…»). О своем путешествии он много рассказывал своим друзьям : как на волнах качаются кораблики (упражнение «Качели», как в вдалеке плавают дельфины ( логоритмическое упражнение: вытягивая руки ладонями вместе изобразить волнообразные движения). И мы с вами услышали эту историю.
Беседа: А на каком ещё транспорте можно путешествовать? (ответы детей)
ТЕМА : Зима
«Зимние забавы Говориша»
Проснулся однажды Говориш (упражнение «Лопаточка», посмотрел в окно (упражнение «Окошечко»). И увидел на улице много снега. Взял Говориш лопату (упражнение «Лопаточка») и начал во дворе строить большую, снежную горку (упражнение «Горка»). Славная получилась горка, скатился Говориш с горки (упражнение «Катушка») и стал копать ямку (упражнение «Чашечка»). Ямка получилась глубокая ( упражнение для пальцев рук: соединить ладони ребром и показать углубление). В неё Говориш бросал снежные колобки. Но вдруг подул сильный ветер (упражнение на дыхание, началась снежная буря ( пропевание гласных на атаке: А, О, У, И). Говоришу стало страшно (психогимнастика) и он быстрей побежал домой. Закрыл двери и окна (сомкнуть губы, лег в свою постельку (упражнение «Послушный язычок», успокоился и заснул.
ТЕМА : Насекомые
«Веселая лужайка»
После того, как на лужайке появилась травка, распустились цветы ( лоритмическое упражнение: руки подняты вверх, пальцы раскрыты). Стали появляться насекомые. Первым на лужок прилетел жук, он высунул свои усики из – под листочка ( упражнение для пальцев рук: руки сжаты в кулак, указательный и мизинец выпрямить, и стал петь свою песенку: «ж…ж…».
Я жук, я жук,
Я тут живу: жу – жу – жу.
За ним показался комарик, он вытянул свой длинный хоботок (упражнение «Хоботок») и пел свою песенку: «з…з…». Бабочка, молча, порхала над цветком ( упражнение для пальцев рук: большие пальцы сомкнуты, взмахи руками). Гусеничка упорно искала себе домик (упражнение «Змейка», а трудолюбивая пчелка собирала мед своим жалом (упражнение «Иголочка») в большую чашку (упражнение «Чашечка», чтобы угостить этим вкусным лакомством (упражнение «Вкусное варенье») всех своих друзей.
ТЕМА : Птицы
«Зимующие птицы»
Однажды, зимой в лес прилетело много птиц (пальчиковая игра «Птичка»)
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Самый важный был дятел: «Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!» (упражнение «Дятел»). Все птицы слетались на его стук, но они не могли так громко стучать и стучали тихо: «т…т…т…».Какие это могли быть птицы? (ответы детей). Только сорока стрекотала громче остальных: «тр…тр…тр…» (упражнение «Автомат»). Она летала с ветки на ветку (упражнение «Маятник») подлетая то выше, то ниже (упражнение «Качели»). Разнося добрую весть о приближающимся празднике «Новом годе».
ТЕМА : Грибы
«Говориш в лесу»
Отправился как то раз Говориш в лес. Взял с собой корзинку (упражнение «Чашечка»). По дороге в лес он встретил друзей: Толстечка (надуть щечки) и Худышку (щечки втянуть). Они веселились (упражнение «Улыбка») и катались на лошади (упражнение «Лошадка»). Пришел Говориш на лесную полянку, посмотрел по сторонам (упражнение «Часики», заглянул под листики и увидел там грибок (упражнение «Грибок»). Говориш набрал целую корзинку грибов. Дома Говориш помогал маме перебирать грибы. Мама ругала Говориша, когда попадались несъедобные грибы ( пошлепывание по язычку: пя-пя-пя).
Беседа: Какие грибы можно собирать, а какие нет?
ТЕМА : Продукты питания
«Как Говориш помогал маме готовить завтрак»
Проснулся Говориш (высунуть язык из полости рта, умылся (упражнение «Оближем губки», расчесался (просунуть язык между зубами», и пошел на кухню помогать маме готовить завтрак. Мама месила тесто ( пошлепывание по язычку: пя-пя-пя) и стряпала блинчики (упражнение «Блинчики»). Говориш испек себе бублик (губы округлены, нарезал овощной салат. Чай был горячий и Говориш остужал его (упражнение на дыхание). Он налил его в свою любимую синюю чашечку (упражнение «Чашечка»). А мама приготовила вкусный джем (упражнение «Вкусное варенье»). После завтрака Говориш пошел гулять. Он качался на качелях (упражнение «Качели», катался с горки (упражнение «Горка», играл в футбол (упражнение «Загони мяч в ворота»). Отдохнувший и веселый Говориш вернулся домой (упражнение «Улыбка»).
По мнению физиолога Е. Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать к изученным ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать уменья. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объедены в небольшие сказки.
Эти сказки могут быть использованы на логочасе в соответствии с изучаемой лексической темой.