Анна Кадочникова
Конструкт организации НОД по ФЭМП «Поможем Незнайке» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Кадочниковой Анны Евгеньевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
Группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема: «Поможем Незнайке»
Публикация «Конструкт организации НОД по ФЭМП „Поможем Незнайке“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие»
Форма организации : групповая, индивидуальная, фронтальная
Вид ОД: формирование элементарных математических представлений
Планируемый результат:
-у детей развито умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
-у детей развивается внимание, память, логическое мышление.
-дети проявляют умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
-дети проявляют умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
-дети умеют называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
-у детей воспитаны нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
-у детей развивается мелкая моторика рук
-дети знают новые слова (люстра, светильник, торшер)
-дети умеют выстраиваться по порядку
Задачи совместной образовательной деятельности
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
Развивающие:
• Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику и координацию движений.
Обучающие:
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
Поддерживать интерес Макара на занятии. Наблюдать за его деятельность в процессе совместной образовательной деятельности.
Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет.
Список используемых источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1115;
2. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 592 с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, повторение; практические: упражнение; наглядные: демонстрация. Стимулирование занимательным содержанием.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал: Тетради в клетку с изображением числовой линейки, карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7, картинки (осень, зима, весна, лето, письмо с заданиями
Предварительная работа: Воспитатель предлагает детям решить математические загадки на сообразительность
Математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное.
«В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?» (9 пароходов.)
«Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?» (8 человек).
«Из какой посуды нельзя ничего съесть?» (Из пустой.)
«У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?» (4 ноги.)
«Сколько орехов в пустом стакане?» (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)
«По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море?» (9 акул, только они нырнули.)
«В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе?» (В вазе было 3 тюльпана.)
Индивидуальная работа с Макаром:
«Вставь пропущенные числа»
Цель: Упражнять в прямом счете; закреплять знания детей в четных и нечетных числах; развивать способность к анализу.
Материал: 3 рисунка, на каждом изображена мельница. На крыльях первой мельницы изображены числа от 1 до 6, пропущены цифры: 3,5. На крыльях второй мельницы расположены цифры от 2 до 12, пропущены цифры 4,8,12. На крыльях третьей мельницы нечетные числа от 1 до 11, пропущены 5,9.
Содержание: нужно вставить пропущенные числа на крыльях мельницы и найти отличия, чем отличаются три мельницы друг от друга.
Ход занятия
Этапы, задачи Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
Беседа
Эмоциональное стимулирование
Проблемная ситуация
Наглядность
Воспитатель предлагает сесть всем детям за стульчики на ковёр, мотивирует детей на дальнейшую совместную деятельность проблемной ситуацией
-Ребята, посмотрите, сегодня, когда я шла к вам в детский сад я нашла письмо, хотите узнать, что же там написано? (ответы детей)
-Тогда давайте приступим читать его
Воспитатель открывает заранее приготовленное письмо
«Здравствуйте ребята, это я, Ваш Незнайка! Я учусь в школе, и у меня есть предмет, который называется математика. Мне задали домашнее задание, но я не знаю, как же его выполнить. Его выполнят только самые настоящие знатоки математики, поэтому я обратился именно к вам за помощью! Без вас я не справлюсь!»
-Ребята, о чём же нас просит Незнайка? (ответы детей)
-И так, настоящие знатоки математики, мы поможем Незнайке? (ответы детей)
-Отлично, тогда давайте приступим! Дети садятся за стульчики на ковёр, слушают воспитателя, отвечают на вопросы, проявляют интерес к предстоящей деятельности- помочь Незнайке Дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности.
2. Основной этап
2.1. Актуализация знаний. Игровое упражнение «Круглый год»
Задачи:
-Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
-Развивать внимание, память, логическое мышление.
Беседа
Поощрение
Наглядность
Вопросы воспитателя
Обобщение
Ситуация успеха
Указания педагога Воспитатель предлагает детям пройти за столы, где заранее приготовлены изображения времён года.
-Давайте посмотрим, какое первое задание нам приготовил Незнайка. На ваших столах лежат картинки с временами года. Давайте назовём их
Дети называют времена года (осень, зима, весна, лето)
-Хорошо, а теперь давайте вспомним названия месяцев осени
Воспитатель спрашивает про осень, зиму, весну и лето.
-Молодцы, с первым заданием вы справились.
Воспитатель достаёт смайлик из конверта.
-Посмотрите, что приготовил нам Незнайка. За каждое правильное задания вы будете получать смайлик, который я буду вывешивать на мальберт. И так, у нас уже есть один смайлик, молодцы! Давайте продолжать дальше.
Воспитатель предлагает детям поделиться на 4 команды (примерно по 5 человек одна команда) и собрать картинки с определённым временем года, определить, какие месяцы на них изображены, построить по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.
-Молодцы ребята, справились с этим заданием, вы получаете второй смайлик. Дети называют времена года, месяца, делятся на 4 команды и собирают картинки, получают смайлик. -у детей развито умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
-у детей развивается внимание, память, логическое мышление.
2.2. Игровое упражнение «Числовая линейка»
Задачи:
-Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
-Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
-Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
Беседа
Поощрение
Вопросы воспитателя
Обобщение
Ситуация успеха
Наглядность Воспитатель выдаёт заранее приготовленные тетради по математике, в тетрадях изображена числовая линейка от 1 до 10.
-Открывайте ребята свои тетради, посмотрите внимательно, что изображено в них? (ответы детей)
-Таак, молодцы, кто-то знает, сейчас всё вам расскажу. Все числа ребята живут на числовой прямой. У каждого числа своё место. Рассмотрите внимательно линейку и назовите числа на ней.
Дети называют числа
-А теперь скажите мне, какое число идёт после числа 3? (ответы детей)
-А какое число стоит перед числом 5? (ответы детей)
-Какое число стоит между числами 7 и 9? (ответы детей)
-Молодцы ребята, знаете числа, думаю дальше мы легко с правимся с заданиями.
Воспитатель вывешивает картинку на мальберт
-Посмотрите внимательно на доску. Мальчик шёл к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он делал три шага, а потом ещё два шага.
Воспитатель обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток. Читает задание от Незнайки.
-И так, сейчас нам нужно составить задачу про мальчика
Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу, определяет её структуру (условие и вопрос) и арифметическое действие. Обводит сразу общее количество клеток-3. Дети повторяют задачу целиком и решают её с помощью числовой линейки в тетради
-Посмотрите внимательно, на ваших столах есть красный карандаш, и синий.
Красным карандашом мы отметим количество «шагов», которое мальчик сделал сначала- 3 клетки, и поставим вертикальную черту или дугу
А синим карандашом мы отметим количество «шагов», которое мальчик сделал потом- 2 клетки, и поставим ещё одну вертикальную черту или дугу
Ребёнок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.
-Молодцы ребята, правильно выполнили задание, поэтому вы получаете ещё один смайлик! Дети рассматривают числовую линейку, называют числа, выполняют задания, получают смайлик. -дети проявляют умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
-дети проявляют умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
-дети умеют называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
2.3. Упражнение «Зажги лампу»
Задачи:
-Воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
-Развивать мелкую моторику рук
-Пополнять словарный запас детей (люстра, светильник, торшер) Наглядность
Инструкция
Показ
Упражнение Воспитатель выдаёт заранее приготовленные картинки с лампами. Достаёт из конверта ещё одно задание, читает его.
-Ребята, посмотрите, что нарисовано на ваших листочках? (ответы детей)
-Верно, это светильники, но они не включены, и их нужно включить. Посмотрите внимательно, отличаются ли они по форме, по своему виду? (ответы детей)
-Конечно отличаются, кто мне сможет сказать как называется?
Воспитатель указкой показывает на мальберте люстру, затем светильник и торшер. Подсказывает детям.
-И теперь ваша задача, от каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе.
Дети проверяют друг у друг правильность выполнения задания
-А теперь поменяйтесь работами друг у друга, и проверьте вашего соседа, правильно ли он включил лампы.
-И так, вы проверили работы друг у друга. Все правильно выполнили задание? (ответы детей)
-Отлично, тогда вы заработали ещё один смайлик
Воспитатель вывешивает смайлик на доску. Дети рассматривают рисунок, называют отличия, узнают новые слова, выполняют задание, проверяют друг у друга, получают смайлик -у детей воспитаны нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
-у детей развивается мелкая моторика рук
-Дети знают новые слова (люстра, светильник, торшер)
2.4. «Живая неделя»
Задача:
-способствовать
снятию мышечного
напряжения у детей, переключения внимания.
-развивать умение выстраиваться по порядку
-закреплять знания о цифрах до 7
Показ
Художественное слово
Поощрение Воспитатель предлагает детям встать на ковёр, поделиться на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.
-У кого цифра 1? (ответы детей)
-Какой это день недели? (ответы детей)
Воспитатель спрашивает про все дни недели (от понедельника до воскресенья)
Воспитатель читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом y Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во вторник —
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не сy ббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
А. Усачев
Каждая команда называет дни недели. Воспитатель использует бубен, дети в это время идут по кругу, как только бубен перестаёт играть дети с цифрой 1 (понедельник) выходят в центр и показывают танцевальное движение, и так до воскресенья. С окончанием музыки они образуют новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек внутри команды.
-Молодцы, и с этим упражнением справились, выстроились по порядку, придумывали свои движения и внимательно слушали, как играл бубен Дети делятся на команды по 7 человек, определяют свой день недели, танцуют. У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание, дети отдохнули
-дети умеют выстраиваться по порядку
-у детей закреплены знания о цифрах до 7
Этап 3. подведение итогов
Задача:
-Учить детей
анализировать
процесс и результат
совместной
образовательной
деятельности,
формулировать
вывод. Анализ совместной деятельности
Беседа
Поощрение Воспитатель подводит итоги занятия
-Ребята, что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)
-Кому мы помогали? (ответы детей)
-Как вы думаете, у нас получилось помочь Незнайке? (ответы детей)
-Что нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей)
-Давайте посмотрим сколько мы заработали смайликов.
Дети совместно с воспитателем считают смайлики.
-Вы все большие молодцы, вы внимательно слушали меня, выполнили все упражнения правильно, если бы не вы, то Незнайка так и не сделал задания.
Дети анализируют совместную деятельность, говорят о своих чувствах и эмоциях. -у детей формируется умение
анализировать
процесс и результат
совместной
образовательной
деятельности,
формулировать
вывод.
4. Открытость.
Задача:
сориентировать детей на
самостоятельную
деятельность в
режимных моментах. Указание
Ситуация успеха -А теперь Незнайка хочет узнать, как у вас настроение. Посмотрите внимательно, есть два смайлика. Первый смайлик коричневого цвета, он обозначает, что вам не понравилось занятие, вам было не интересно, и вообще очень скучно. А есть голубой смайлик, он обозначает, что вам понравилось занятие, вам было очень интересно, и вы узнали много нового.
-А теперь каждый из вас встанет на смайлик, который считает нужным.
Воспитатель повторяет значение каждого смайлика. Благодарит детей за занятие Дети внимательно слушают воспитателя, показывают свои эмоции и чувства Дети сориентированы на
самостоятельную
деятельность в
режимных моментах.