светлана гребнева
Математическое развитие дошкольников по средствам плоскостного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Математическое развитие дошкольников
посредствам плоскостного моделирования.
Гребнева С. А.
Воспитатель ВКК
Полевской
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Публикация «Математическое развитие дошкольников по средствам плоскостного моделирования» размещена в разделах
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Дошкольный возраст — сензитивный период логико-математического развития.
Математическое развитие является одним из модулей программы «Уральская инженерная школа», которая стартовала в 2015 года в Свердловской области. Программа одобрена всем профессиональным сообществом, Советом главных конструкторов, Союзом промышленников и предпринимателей. По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Формирование элементарных математических представлений, необходимое условие развития интеллекта ребенка дошкольного возраста.
Математическое развитие у воспитанников дошкольных учреждений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием математической сферы можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). И для этой цели педагогами и психологами разработано множество средств и методов.
Одним из методов формирования элементарных математических представлений дошкольников является плоскостное моделирование.
Доступность моделирования для дошкольников была доказана в исследованиях отечественных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Ф. Б. Эльконин). В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Метод моделирования нашел широкое применение в математическом развитии дошкольников.
Метод плоскостного моделирования способствует реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, а так же отвечает задачам программы «Уральская инженерная школа» : научить дошкольников основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техномоделирования, робототехники, используя современные виды конструкторов; развивать высшие психические функции: мышление, речь, внимание, воображение, память, логику, познавательную активность; развивать умение мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов; развивать личностные качества : любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач.
Этапы освоения игр на плоскостное моделирование.
Отбор игр нужно проводить на основе знаний и умений детей, учитывая основные принципы:
1. Принцип доступности. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (выравнивание возможностей детей с низкого на средний уровень и давать возможность детям с высоким уровнем развивать свои способности)
2. Принцип систематичности и последовательности. Обеспечение преемственности в знаниях, умения, впечатлениях детей.
3. Принцип научности (называть правильно геометрические фигуры детям, но не добиваться зазубривания детьми названий).
4. Принцип наглядности, как эффективный способ поисковой и исследовательской деятельности (например, при сильном затруднении ребенка в выполнении работы можно предложить проанализировать ошибки на расчлененном образце в случаях, как доказательство выполняемости задания).
5. Принцин сознательности и активности (создание проблемных ситуаций, которые дети должны решить самостоятельно).
6. Принцип прочности (повторение ранее изученного материала на новых пособиях).
7. Принцип теории и практики (плоскостное моделирование выявляет трудности детей, т. к. задание дается каждому ребенку индивидуально и это задание он должен сделать сам).
8. Принцип воспитывающего и развивающего содержания.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной опреде-ленным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает ре-зультат - составить увиденное по образцу или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это игры «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра». Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты - животных, людей, различных предметов.
Игры из серии "Мировые головоломки" имеют тысячелетнюю историю. Склонность к геометрическим загадкам имели люди самых разных эпох и национальностей. Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, ромб, круг, прямоугольник) на множество частей таким образом, чтобы собрать ее вновь оказалось как можно труднее, задача сложная и увлекательная. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки. И сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур.
Игровые пособия, развивающие плоскостное моделирование
Палочки Кюизинера.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Что такое палочки Кюизенера Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
С помощью Палочек Кюизенера знакомим ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложение и вычитание; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.
Математический пенал. Незаменимое пособие для математического развития дошкольников. Эти пеналы развивают у детей не только усидчивость, развивают мелкую моторику рук, дети запоминают геометрические фигуры, цвет. Составляют задачи. Например: разложите на верхнюю полосу карточки пять кругов, а на нижнею три треугольника, чего больше, чего меньше?
Счетные палочки.
Уникальный материал для развития навыков плоскостного моделирования.
С помощью палочек у детей формируются представления детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон, упражнение в составлении будут способствовать усвоению детьми способов решения головоломок. Задания детям предлагаются в определенной последовательности от простого к сложному.
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Задание.
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур".
Задание.
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая -2.
Задания могут быть разнообразны, чем старше дети, тем сложнее задания можно им предлагать.
Развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».
Соты Кайе – это отличный материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна с бесконечным количеством вариантов. Играющие дети могутт экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Этот набор формирует творческое, объемно-пространственное мышление, сенсомоторные координации. Он помогает развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное, глазомер, архитектурно-художественный вкус, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе. Развивает сосредоточенность, аккуратность, терпение, усидчивость.
Данный набор состоит из 84 объёмных элементов, имеющий форму шестигранника (примерно 5 см., т. е. в форме сот) и выполнен из мягкого вспененного полимера. Это – многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Из деталей можно складывать многочисленные силуэты животных и предметов.
Многофункциональность - это возможность использования набора:
в качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на элементах;
в качестве графического трансформера для изменения полученных фигур;
в качестве плоской крупной мозаики;
для использования в качестве головоломки;
для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры;
для игры в детское домино.
Вариативность - это: несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов, несколько вариантов взаимного расположения элементов и т. д., множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).
Игры Кайе красивы, увлекательны и при этом очень полезны.
внимание: Поиск карточек с подходящим рисунком требует визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Одноцветные конструкции проще, чем разноцветные, поэтому начинать можно с них. Во время занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и способность долго удерживать ее.
образное, ассоциативное и творческое мышление. Для самостоятельного проектирования требуется замысел и понимание возможностей набора. Однако его опции настолько широки, что он развивает ребенка значительно лучше, чем пазлы.
Таким образом, все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.