Вакуленко Елена
Математический проект «Развитие математических представлений посредством произведений С. Я. Маршака»
▼ Скачать +Заказ
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Тип проекта : обучающий, практический
Продолжительность: долгосрочный – один год
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Публикация «Математический проект „Развитие математических представлений посредством произведений С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель проекта : формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования произведений С. Я. Маршака с математическим содержанием.
Исходя из этого поставила, следующие задачи:
1. Образовательные. Развивать интерес к математике у детей подготовительной группы; расширить и систематизировать знания детей по математике.
2. Развивающие. Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры; способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
3. Воспитательные. Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности; формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Актуальность темы обусловлена следующими факторами:
- возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста путем использования произведений с С. Я. Маршака с математическим содержанием на занятиях по математике, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности с детьми в детском саду и дома.
- формировать умения продуктивно мыслить (анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух).
Актуальность состоит в том, что математика и окружающий нас мир взаимосвязаны. Математика строгая и точная наука, но преподносить её нужно в интересной форме. Математический материал можно показать и узнать с помощью стихов С. Я. Маршака.
Вовлечение родителей в работу по обучению математике играет важную роль. Многие родители желают видеть своего ребёнка умеющими читать, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с желанием приняли участие в создании библиотеки, изготовлении и выставке настольных игр.
Знакомство со стихами и сказками позволило закрепить, полученные детьми знания и использование их в повседневной жизни. Принципы реализации проекта основываются на основных принципах ФГОС.
Проблема:
Отсутствие интереса к математике, трудности со вниманием.
Новизна:
Усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, с помощью занимательного материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к обучению в школе.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Сотрудничество с семьями воспитанников
2. Содействие с библиотекой
Презентация проекта :
«Маршак иматематика» для детей подготовительной к школе группе и их родителей.
Направления работы:
1. Количество и счет.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
Гипотеза.
Педагогическая деятельность по ознакомлению с произведениями С. Я. Маршака будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать математику.
Предполагаемый результат :
Уметь применять математические знания в повседневной жизни, проявление инициативы.
Развивать интерес у детей к математическим знаниям.
Расширение знаний родителей о математических представлениях у своих детей.
Стихи и сказки С. Я. Маршака способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности; пробуждают инициативу, смекалку, способность к выводам и умозаключениям.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
1. Подготовительный (сентябрь).
1. Постановка целей и задач;
2. Подбор методической и художественной литературы;
3. Работа с детьми и родителями в рамках проекта.
2. Основной (Октябрь – апрель).
1. Работа по плану: реализация поставленных целей и задач через различные виды деятельности
2. Работа с родителями;
3. Заключительный (май)
Проведение математического развлечения «В стране математики»
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
1. Постановка целей и задач;
2. Подбор методической и художественной литературы;
3. Работа с детьми и родителями в рамках проекта.
Разработать перспективный план работы
Создать соответствующую для реализации проекта предметно-развивающую среду.
II этап – рабочий
1. Создание развивающей среды
1. Подбор фонотеки, видеотеки произведений
2. Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
3. Картинки из произведений С. Я. Маршака, пронумерованные с другой стороны.
4. Оформление уголка Маршака в книжном центре.
5. Изготовление атрибутов к сказкам:
- теневого театра «Сказка о глупом мышонке»
6. Создание картотеки по темам:
2. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
1. Просмотр мультфильмов: «Почта»; «Сказка о глупом мышонке»; «Двенадцать месяцев»
2. Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Двенадцать месяцев» С. Маршака
«Какие цифры потерялись», «Веселые цифры».
3. Чтение поэтических произведений «Багаж», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей», «Вот такой рассеянный», «Ванька – встань – ка», «Детки в клетке», «Тихая сказка», «Перчатки», «Круглый год» «Весёлый счёт», Загадки,
«Веселый счет», «Круглый год».
4. Заучивание стихотворений «Веселый счет»; считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта
3. Непосредственная образовательная деятельность.
Познание:
1. Мы читаем С. Я. Маршака».
2. Просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям С. Я. Маршака.
3. Проведение физкультминуток
4. Тематический День по произведениям С. Я. Маршака
5. Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
6. Литературный досуг по произведениям С. Я. Маршака
7. Развлечение : «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака».
8. Математический досуг по произведениям С. Я. Маршака
9. Викторина: «1,2,3 ты считать начни».
10. Театрализованные представления :
- по сказке «Теремок»,
- «Сказка о глупом мышонке» (театр на фланелеграфе)
- инсценировка стихотворения «Багаж»
- инсценировка по сюжету сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
4. Изобразительная деятельность:
1. рисование:
-по стихотворению: «Радуга» знакомство со спектром радуги, закрепить названия и последовательность цветов.
-рисование: «Цветные страницы»
-рисование по произведению : «Детки в клетке»
-рисование по стихотворению С. Я. Маршака : «Где обедал воробей?»
Аппликация
- по стихотворению «Перчатки»
Лепка
- «Весёлый жираф»
- животных «Детки в клетке».
Работа с родителями:
- консультации для родителей «Творчество С. Я Маршака и математика», «Выразительные средства в произведениях С. Я. Маршака»
- участие в конкурсе рисунков по произведениям С. Я. .Маршака по теме : «Весёлые картинки»
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- выставка рисунков, нарисованных родителями, по произведениям Маршака
- развлечение детей с родителями : «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»
- литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака
-привлечение родителей к изготовлению материала по математике.
- помощь родителей в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке сказки «Теремок»
Дидактические игры:
«Собери целое».
Нужно собрать картинку, узнать стихотворение (сказку) и рассказать его Развивать умение видеть составные части предметов, объединяя в один. Закрепление знаний произведений о цифрах, днях недели.
3. «Будь внимательным!»
Читаются отрывки из «Разноцветной книги», а дети должны отгадать страницу нужного цвета. Закрепить знания детей о цветах и оттенках. Развивать воображение.
4. «Вспомни сказку» (С мячом)
Дети стоят в кругу.
«Я буду бросать вам мяч, каждому, и задавать вопрос. А вы, поймав мяч, должны будете ответить одним словом. Как пела колыбельную песню мама-мышка? (Тихо)
Как стала петь мышонку утка? (Громко)
Как стала важно квакать жаба? (Скучно)
Как пела лошадка? (Страшно)
Как стала петь мышонку щука? (Неслышно)
Как стала петь мышонку кошка? (Сладко)
Как вёл себя в этой сказке мышонок? (Глупо) Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематических представлений, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
1. Переполох.
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок с решетом
И козёл с фонарем.
Тили-бом!
Тили-бом!
Пересчёт предметов
2. «Считалка»
Мать гусыня посидела
И гусяток высидела.
Этот жёлтый, весь пушистый,
Этот жёлтый, золотистый,
Этот жёлтый, сероватый.
Что вы смотрите, ребята? Сосчитайте! Считать количества однородных предметов.
Закрепить умения порядкового счёта.
3. «Что я купил?
В сад я к бабушке пошёл
И копейку там нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щётку,
Ложку, плошку, шайку, лейку-
Всё купил я за копейку! Закрепить прямой счёт до 8.
4. «Отгадай загадку»
Три цвета есть у него,
Они понятны для шоферов.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдёшь за два часа,
Они - за две минуты.
Пред тобой - пятёрка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех (Матрёшками) зовут. Развивать воображение, смекалку, умение отгадывать загадки математического содержания.
5. «Сколько вещей сдала в багаж дама?»
Чтение стихотворения: «Багаж», можно ли сдавать собачку в багаж?
Счёт разнородных предметов. Воспитание нравственных чувств.
6. «Куколка какая?»
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
- Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую,
- И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живёт шестая.
А в шестой
- Седьмая,
А в седьмой
- Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
- Сколько вас?
- у них мы спросим,
И ответят куклы:
- Восемь! Закрепить прямой и обратный счёт.
7. «Назови цифру»
Вид ее — как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее — нет.
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто—
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Это твой велосипед
На земле оставил след.
Ну-ка, сколько здесь полос?
Ну-ка, сколько здесь колес?
Стол стоит у нас в квартире.
Сколько ножек у него —
У стола у твоего?
Бегут резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты. Закреплять знания о цифрах в пределах 10.
8. «Нянек сосчитай»
«Сказка о глупом мышонке» Совершенствовать навыки порядкового счёта.
9. «Сколько животных колечко искало»
Сказка: «Кто колечко найдёт?» Счёт до шести.
10. «Назови и покажи цифру»
Читать стихи: «Весёлый счёт» Закрепление цифр от 1 до 9.
11. «Угадай цифры и расставь их по порядку»
Картинки: два крючка, спица, лебедь, кочерга, очки, открытый замок, локоть, баранка, Развивать зрительную память, закрепит знания цифр.
12. «Реши правильно»
У стола мы видим ножки
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Жёлтых пять и чёрных пять,
А всего (десяток).
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них (ничего).
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их (двое)
Есть цвета у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет –
Проезда нет.
Жёлтый –
Будь готов к пути,
А зелёный свет – кати! (Что это) Учить решать задачи в пределах 10.
13.
«Десять негритят». Закреплять обратный счёт.
14.
«Доскажи словечко»
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все (четыре)
Рвать цветы легко и просто
Детям (маленького роста)
Ходить к вам, право, нелегко —
Живёте очень (далеко).
Вылезайте, кот и кошка,
Из чердачного окошка,
Становитесь на карниз,
А с карниза — прямо (вниз)
«Героев сказки расставь всех по порядку»(«Кошкин дом»)
Первая – кошка, второй – кот, третий – котёнок, четвёртый – котёнок, пятый – козёл, шестая – коза, седьмой – петух, восьмая – наседка, девятая – свинья.
Сколько героев выстроилось в ряд(9)
Запомните, кто за кем стоит и закройте глаза, а я переставлю их местами. Подскажите, кто поменялся местами.
Какими по счёту стали эти герои? Закрепить порядковый счёт