Алевтина Бабич
Проект «Развитие речи на математическом материале»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи на математическом материале
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37
муниципального образования
Тимашевский район
ПРОЕКТ
Номинация: дошкольный возраст
Воспитатель: МБДОУ д/с № 37
Бабич А. И.
Публикация «Проект „Развитие речи на математическом материале“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пояснительная записка.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без русской речи (потешек, считалок, загадок, стихов). Поэтому приобщение к математике через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.
Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала русской речи делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Актуальность проблемы:
Всем нам хочется иметь детей талантливых, способных, но все мы живём в современном мире, его издержки касаются всех без исключения. Сбои могут быть как у взрослого, так и у каждого ребёнка, поэтому:
«Не нужно предъявлять повышенных требований к малышу, не примерять его по себе, а нужно принимать его таким, какой он есть, главное не упустить драгоценное дошкольное время для оказания помощи ребёнку в развитии.
Развитие русской речи на математическом материале - очень интересное и полезное занятие для дошкольника.
В математике первые умственные операции начинаются с понятий:
«ПОРОВНУ ПО ОДНОМУ, ПОРОВНУ ПО ДВА», «НА ОДИН БОЛЬШЕ, НА ОДИН МЕНЬШЕ».
В связи с тем, что у многих детей нарушены речевые центры, они не могут понять эти выражения, не знают, как выполнить эти умственные операции, поэтому в раннем возрасте на кубиках (это наглядные пособия, которые ребёнок берёт в руки, ощупывает их, рассматривает) эти понятия надо усиленно тренировать.
С малышом задолго до трёх лет надо, играя с ним, говорить об очень важном: количественном представлении на предметах вокруг нас. Например:
У тебя в руках машинка (кукла, это один предмет, одна машинка, (кукла).
Дай мне одну машинку (куклу). Теперь у нас с тобой поровну машинок (кукол, поровну по одной. Возьми себе ещё одну твою любимую машинку (куклу, поставь её рядом со соей машинкой (куклой). У тебя стало две машинки, а у меня одна.
Посмотри внимательно количество предметов. Скажи у нас поровну или нет? Нет, теперь у тебя больше, а у меня меньше предметов.
Уберём один предмет и скажем, что опять поровну, поровну по одному.
Поставим предметы на место, поровну по два. Так долго играем на игрушках, на ложках, на чашках и т. д., пока ребёнок научится понимать (сначала только понимать, что значит поровну по одному, поровну по два, а потом добавим поровну по три.
Контингент: дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.
Предмет исследования – развитие речи на математическом материале.
Цель: способствовать развитию у детей :
• высокой познавательной мотивации;
• свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
• чувство собственного достоинства и способность уважать других;
• подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
• обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
• поддержать систему непрерывного образования
Задачи:
• формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• увеличение объема внимания и памяти;
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный: 2014 – 2015 учебный год (изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме; составление планов работы с детьми, родителями).
2 этап – основной: 2015 – 2016 учебный год (создание развивающей среды; использование связной речи, направленное на математическое воспитание дошкольников; привлечение родителей; апробация проекта).
3 этап – заключительный: 2016 учебный год (проведение итоговых диагностических исследований; осуществление анализа работы; корректировка и дальнейшие перспективы развития).
Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Гипотеза: предполагается, что организованная работа по развитию речи на математическом материале в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей :
• у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели.
Формы реализации:
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• демонстративные опыты;
• сенсорные праздники (младший возраст);
• театрализация с математическим содержанием;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
• свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
• самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).
Методы и приемы
• практические (игровые);
• экспериментирование;
• конструирование.
• сюжетно – ролевая игра;
• игра – драматизация
Дидактические средства:
• наглядный материал :
• блоки Дьенеша,
• палочки Кюизенера,
• дидактические игры
Ожидаемые результаты:
Уровень А (планируемый минимум образования) :
• Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
• Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, каких поровну.
• Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке.
• Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
• Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
• Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
• Умение различать правую и левую стороны.
Уровень Б (желаемый уровень) :
• Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
• Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
• Умение соотносить запись чисел 1 — 5 с количеством и порядком предметов.
• Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над — под, вверху — внизу, снаружи — внутри, за — перед.
• Умение узнавать и называть: квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
• новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
• большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
• необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
• обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
Дидактические игры по математике
"Раз, два, три - ищи!"
Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал : Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые, с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал : карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
"Помоги цыплятам"
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:
" Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия : «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
"Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
Итак, по норме развития ребёнок умеет : внимательно слушать и на предметах, которые под рукой выполнять задания:
МАТЕМАТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ПОНЯТИЙ «ПОРОВНУ ПО ОДНОМУ», ПОРОВНУ ПО ДВА»…
Чуть попозже добавляем другое выражение: «у нас с тобою одинаковое количество предметов».
Вот эти понятия «поровну по…» «одинаковое количество», «больше-меньше» у детей надо формировать рано на игрушках, на любимых лакомствах, дома, на прогулке и т. д. и всего только в пределах 3. Дальше по мере развития речи, формирования правильного произношения и слоговой структуры слова ребёнок все эти математические операции без проблем выполняет в пределах 5,7,10.
Список используемой литературы:
Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры» Дефектология -1990 год,
Лаврик И. П. «Шаг навстречу ребёнку» - М. : Институт Общегуманитарных Исследований 2010 год,
Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Просвещение; учебная литература, 1996 год