Махонина О В
Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю с детьми второй группы раннего возраста.
Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. В этот период у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, умственной активности. Очень важно у детей раннего возраста сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.
Публикация «Опыт работы „Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Обучение в процессе образовательной деятельности, я осуществляю в игровой форме, с использованием игр и упражнений на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления.
Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, которой состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, а достижение результата вызывает у него чувство радости.
При организации игр учитываю доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использую различные сюрпризные моменты.
В своей работе использую следующие известные виды дидактических игр:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, строителя – или животных: волка, зайца и т. д.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.
У детей раннего возраста стараюсь формировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период я учу детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, различать количество предметов (один-много) передвигать в разных направлениях.
Для усвоения детьми начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира обращаю внимание на размер предметов, учу различать большие ималенькие игрушки путем обследования, ребенок учится сравнивать и показывать, где большая, где маленькая игрушка. Для закрепления навыка сравнения предметов по величине применяю дидактические игры : «Подбери по величине», «Найди пару», «Собери пирамидку», игры – вкладыши. При повторном использовании игр, стараюсь разнообразить материал. Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии использую большие и маленькие шарики, а на другом – большие и маленькие кубики, матрешки, другие игрушки.
Для знакомства с формой предметов использую игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать. Показываю, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку. Предлагаю детям самим попытаться построить башенку вначале из шариков, а потом из кубиков.
Для знакомства с формой использую следующие дидактические игры : «Закрой окошки», «Геометрическое лото», «Подбери фигуру», «Найди такой же», «Заплатки для коврика», игры- вкладыши Монтессори, игры с блоками Дьенеша.
Особый интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые дидактические игры «Овощной магазин», «Строим дом». Например, детям в роли строителей предлагаю построить дома для животных. Собачке - домик из кирпичиков, а кошке – из кубиков. Дети в магазине строительных материалов выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом самостоятельно строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. Показывают собачке и кошке их домики.
С целью развития представлений о величине и форме предметов дети выполняют разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей, матрешки, грибочки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями на гранях кубиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической мозаики, рамки-вкладыши Монтессори. Такие дидактические игры и упражнения также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.
Развиваю у детей ориентировку в частях собственного тела, учу показывать на себе, где голова, руки, спина и т. д. Дид. Игра «Где наши ручки (ножки, спина ит. д)
Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве, использую игры и упражнения насоздание групп из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, выделять из группы один предмет, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставлю следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало. С целью закрепления этих понятий, использую, такие дидактические игры как «Один - много», «Каких предметов много, какой один», «Угостим мишек чаем», «Оденем кукол на прогулку» а также пальчиковые игры, подвижные игры : «Медведь и пчелы», «Поезд», «Кот и мыши», рассматривание картин и иллюстраций. Обращаю внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.
В начале обучения предоставляю каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно, положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию его самостоятельности и активности. Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми применяю принцип личностно-ориентированного подхода, подбираю содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка.
Работа по восприятию цвета, величины и формы провожу с учетом индивидуальных особенностей малышей. Дети, хорошо усваивающие программу, выполняют более сложные задания в дидактических играх. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю более легкие задания.
Организация дидактических игр и игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.