Папки-передвижки

Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП»

Махонина О В
Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю с детьми второй группы раннего возраста.

Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. В этот период у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, умственной активности. Очень важно у детей раннего возраста сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

Публикация «Опыт работы „Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП“» размещена в разделах

Обучение в процессе образовательной деятельности, я осуществляю в игровой форме, с использованием игр и упражнений на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления.

Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, которой состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, а достижение результата вызывает у него чувство радости.

При организации игр учитываю доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использую различные сюрпризные моменты.

В своей работе использую следующие известные виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическими действиями с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, строителя – или животных: волка, зайца и т. д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

У детей раннего возраста стараюсь формировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период я учу детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, различать количество предметов (один-много) передвигать в разных направлениях.

Для усвоения детьми начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира обращаю внимание на размер предметов, учу различать большие ималенькие игрушки путем обследования, ребенок учится сравнивать и показывать, где большая, где маленькая игрушка. Для закрепления навыка сравнения предметов по величине применяю дидактические игры : «Подбери по величине», «Найди пару», «Собери пирамидку», игры – вкладыши. При повторном использовании игр, стараюсь разнообразить материал. Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии использую большие и маленькие шарики, а на другом – большие и маленькие кубики, матрешки, другие игрушки.

Для знакомства с формой предметов использую игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать. Показываю, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку. Предлагаю детям самим попытаться построить башенку вначале из шариков, а потом из кубиков.

Для знакомства с формой использую следующие дидактические игры : «Закрой окошки», «Геометрическое лото», «Подбери фигуру», «Найди такой же», «Заплатки для коврика», игры- вкладыши Монтессори, игры с блоками Дьенеша.

Особый интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые дидактические игры «Овощной магазин», «Строим дом». Например, детям в роли строителей предлагаю построить дома для животных. Собачке - домик из кирпичиков, а кошке – из кубиков. Дети в магазине строительных материалов выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом самостоятельно строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке. Показывают собачке и кошке их домики.

С целью развития представлений о величине и форме предметов дети выполняют разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей, матрешки, грибочки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями на гранях кубиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической мозаики, рамки-вкладыши Монтессори. Такие дидактические игры и упражнения также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

Развиваю у детей ориентировку в частях собственного тела, учу показывать на себе, где голова, руки, спина и т. д. Дид. Игра «Где наши ручки (ножки, спина ит. д)

Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве, использую игры и упражнения насоздание групп из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, выделять из группы один предмет, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставлю следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало. С целью закрепления этих понятий, использую, такие дидактические игры как «Один - много», «Каких предметов много, какой один», «Угостим мишек чаем», «Оденем кукол на прогулку» а также пальчиковые игры, подвижные игры : «Медведь и пчелы», «Поезд», «Кот и мыши», рассматривание картин и иллюстраций. Обращаю внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.

В начале обучения предоставляю каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно, положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию его самостоятельности и активности. Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми применяю принцип личностно-ориентированного подхода, подбираю содержание, формы и методы работы с учётом уровня развития ребёнка.

Работа по восприятию цвета, величины и формы провожу с учетом индивидуальных особенностей малышей. Дети, хорошо усваивающие программу, выполняют более сложные задания в дидактических играх. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю более легкие задания.

Организация дидактических игр и игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

Публикации по теме:

Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП в свободное время Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место этим.

Конспект игровой образовательной ситуации «Приключение в лесу»Конспект игровой образовательной ситуации «Приключение в лесу» Конспект игровой образовательной ситуации в средней группе на тему: «Приключение в лесу» Цель: Прививать бережное отношение к природе,.

Конспект игровой ситуации по ФЭМП в средней группе «Украсим елочку» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №118 Конспект игровой ситуации по ФЭМП «Украсим ёлочку» (средней.

«Кукла из салфетки». Конспект образовательной ситуации по конструированию в средней группе на основе программы «Мир открытий» Тема: «Кукла из салфетки» Цель: Создать условия для выполнения детьми куклы из салфетки. Задачи: • Приобщать детей к традициям и ценностям.

Конспект по игровой образовательной ситуации «Лепка» Конспект по игровой образовательной ситуации «Лепка». Тема: «Петух» Задачи: формировать умение детей передавать в лепке образ дымковского.

Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры и упражнения» Актуальность. Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания.

Опыт работы «Математические сказки для дошкольников»Опыт работы «Математические сказки для дошкольников» Математические сказки для дошкольников. (подготовительная группа) Добрый день, уважаемые коллеги. Начать своё выступление мне бы хотелось.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Тема: Формирование фонематического восприятия.

Конспект игровой образовательной ситуации по пластилинографии «Юные модельеры» Конспект игровой образовательной ситуации Тема: Юные модельеры (пластилинография) Группа: старшая логопедическая группа Оборудование: икт,.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми 2–3 лет» Одной из здоровьесберегающих технологий, которую я использую в работе с детьми 2-3 лет - это дыхательная гимнастика. Польза такого вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 21:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Математические игры и упражнения, используемые педагогом в образовательной ситуации на игровой основе по ФЭМП»» (включая файлы) размещена пользователем Махонина О В (УИ 2039729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД