Аноним
Опыт работы «Математические сказки для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Математические сказки для дошкольников. (подготовительная группа)
Добрый день, уважаемые коллеги. Начать своё выступление мне бы хотелось со слов Бориса Паскаля «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным». Признаюсь, для меня лично, долгое время математика была не просто сложным предметом в школе, а скучной наукой, полной тайн и неизвестных открытий. Сейчас, познавая математику с дошкольниками, я стараюсь не упустить тот случай, о котором говорил Паскаль. И математическое развитие детей стараюсь сделать более интересным, отвечающим современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Публикация «Опыт работы „Математические сказки для дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
А именно в «Концепции математического образования в Российской Федерации» (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г) отмечается, что «математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом».
Чем любит заниматься ребёнок-дошкольник больше всего? Конечно, играть и слушать сказки. Именно математические сказки и стали тем эффективным средством закрепления дошкольниками знаний, полученных на занятиях. Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и выстроена работа по нескольким направлениям в ходе совместной деятельности с детьми и режимных моментах.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, знают наизусть - это бесценные помощники в обучении детей математике в них много всевозможных математических ситуаций и материал усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». Герои выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера. Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок. В соответствии с изучаемыми разделами выделяет следующие виды:
- понятийные сказки, которые включают основные и математические понятия и термины;
- цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомствос цифрами;
- геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными
геометрическими фигурами;
- комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия
Благодаря сети интернет, я активно включаю в работу с детьми серию математических сказок «Путешествие в Цифроград» Татьяны Андреевны Шорыгиной. Это целый ряд занимательных историй, объединённый общим сюжетом — путешествием в город цифр. Для работы с этими сказками применяю и индивидуальные, и групповые методы: совместное чтение, а затем пересказ, ответы на вопросы. Некоторые истории мы пробовали с детьми представить в виде театрализованного представления.
Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в
зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя. Тем не менее, как показывает опыт работы со сказкой на занятиях :
- сказка должна быть не затянутой.
- иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, и вызывали бы желание сотворчества, участия в сказке.
Особого внимания заслуживают математические сказки, в создании которых участвуют сами дети. Конечно, это старшие дошкольники. Детям очень нравится фантазировать на математические темы, но часто у этих сказок знакомый сюжет, напоминающий известные произведения детской литературы. Рядом всегда, конечно, взрослый (я, как педагог и родители, которые не только записывают детское творчество на листочке, но и направляют его в новую незнакомую сторону. Дети, особенно девочки, любят иллюстрировать свои сказки, разыгрывать в игровой деятельности.
Во время придумывания сказки у дошкольников идёт накопление понятийного аппарата. Часто знакомство с новой сказкой сопровождаю иллюстрированием на маркерной доске или проекторе, чтобы дети наглядно представляли, то о чём говорится в сказке. А с подготовительными детьми мы пробуем снимать видео по сказкам. Вот небольшой фрагмент.
Как я уже говорила, в работе дошкольников с математическими сказками важна наглядность. Математические уголки в группах пополняю пособиями из серии «Сказочная математика», сделанными своими руками: «Сказочные лабиринты», «Математические домики», «Собери сказку» «Поиграем посчитаем». Наголовыши героев математических сказок. Совместно с родителями создан «Город геометрических фигур». Подобрана методическая, художественная литература, - аудио и – видео записи через которые дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении
Активными участниками образовательного процесса являются и родители наших воспитанников. Математические сказки, придуманные дома с детьми, они оформляют, приносят в группу. Повышение их компетентности в математическом развитии дошкольников осуществляется в ходе дней открытых дверей, на семинарах, практикумах.
А игра-квест «Дорога в царство математики», объединила вместе родителей и педагогов, сказку и математику и позволила родителям убедится, что математика в дошкольном детстве нескучная наука.
При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Для себя я уже сделала вывод, математическая сказка является отличным инструментом обучения, положительно влияющим на развитие математических способностей дошкольников. Комплексный подход с применением сказки даёт высокие результаты при обучении детей математике. А результатом моей работы по данной теме стала вот эта книга - картотека математических сказок, в которую вошли и авторские математические сказки и сказки, придуманные детьми и взрослыми нашего детского сада.
Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.
Спасибо за внимание.