Ольга Корнишева
Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Весной традиционно проводится конкурс «Аукцион педагогических идей» среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. В прошлом году я тоже участвовала в таком конкурсе и представляла тему «Математические фокусы как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». В своей работе я, ссылаясь на высказывания Л. В. Занкова, А. И. Сорокиной, Н. Ф. Добрынина, рассказала о ступенях формирования познавательного интереса (удивление – любознательность – интерес, и выдвинула идею об использовании математических фокусов в качестве варианта привлечения внимания и возбуждения детского любопытства.
Публикация «Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В первой части выступления я показала, как при изучении темы «Измерение условной меркой» можно использовать фокус «Исчезающая линия» (Мартин Гарднер «Нескучная математика»).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Весной традиционно проводится конкурс Аукцион педагогических идей среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260521.jpg)
На прямоугольнике нарисованы десять вертикальных отрезков одинаковой длины. Сам прямоугольник разрезан по диагонали на два треугольника. Диагональ проходит через верхнюю точку правого отрезка и нижнюю точку левого.
Сдвинем нижнюю часть влево вниз и сосчитаем число вертикальных линий. Теперь их стало девять. Куда линия исчезла?»
Видно, что линии стали длиннее. Делаем условную мерку, равную длине полученной линии. Передвигаем левую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появляется снова. Но откуда она взялась?
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 В прошлом году я тоже участвовала в таком конкурсе и представляла тему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260566.jpg)
Объясняем фокус вместе. Прикладываем условную мерку к каждой линии и обнаруживаем, что наша условная мерка длиннее. Если отрезать выступающие кусочки и сложить их вместе в одну полоску, то получим исчезнувшую линию. Фокус разгадан.
Вторая часть выступления была посвящена экспериментам с лентой Мёбиуса. Опыты с ней многочисленны и широко освещены на просторах интернета, поэтому сейчас я не буду о них рассказывать. Только упомяну, что использовать данный материал можно при изучении понятий дроби, так как разрезание кольца идёт пополам, на треть и четверть от края. Кроме того, перед склеиванием кольца Мёбиуса, вполне можно поговорить о геометрических фигурах (полоска бумаги прямоугольной формы, у неё есть 4 стороны, 4 угла).
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Математические представления ФЭМП Математические фокусы как средство развития познавательного интереса детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260608.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Старшая группа старшего дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260632.jpg)
Третья часть выступления была посвящена флексагонам. Кратко познакомив коллег с историей появления этой игрушки, показываю фокус и комментирую свои действия «У меня в руках волшебный предмет. Не верите? Смотрите сами (показываю флексагон с двух сторон, стороны раскрашены в разные цвета). Помогите мне, скажите волшебные слова (выворачиваю флексагон). Посмотрите теперь! (Открывается третья поверхность и создаётся впечатление, что цвет шестиугольника изменился) Удивлены?»
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В своей работе я ссылаясь на высказывания Л](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260674.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Публикация Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста размещена в разделах Математика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260695.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 На прямоугольнике нарисованы десять вертикальных отрезков одинаковой длины](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260714.jpg)
Можно поэкспериментировать с раскраской флексагонов и использовать их для индивидуальной работы с детьми.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Сам прямоугольник разрезан по диагонали на два треугольника](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-377747-1553260884.jpg)
Приведу пример заданий по теме «Количество и счёт» :
- обозначь цифрой;
-назови соседей числа;
-угадай пропущенное число;
-назови числа, которые меньше (больше) числа …;
-считай вперёд (назад);
-счёт со сменой основания.