Ольга Корнишева
Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Весной традиционно проводится конкурс «Аукцион педагогических идей» среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. В прошлом году я тоже участвовала в таком конкурсе и представляла тему «Математические фокусы как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». В своей работе я, ссылаясь на высказывания Л. В. Занкова, А. И. Сорокиной, Н. Ф. Добрынина, рассказала о ступенях формирования познавательного интереса (удивление – любознательность – интерес, и выдвинула идею об использовании математических фокусов в качестве варианта привлечения внимания и возбуждения детского любопытства.
Публикация «Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В первой части выступления я показала, как при изучении темы «Измерение условной меркой» можно использовать фокус «Исчезающая линия» (Мартин Гарднер «Нескучная математика»).
На прямоугольнике нарисованы десять вертикальных отрезков одинаковой длины. Сам прямоугольник разрезан по диагонали на два треугольника. Диагональ проходит через верхнюю точку правого отрезка и нижнюю точку левого.
Сдвинем нижнюю часть влево вниз и сосчитаем число вертикальных линий. Теперь их стало девять. Куда линия исчезла?»
Видно, что линии стали длиннее. Делаем условную мерку, равную длине полученной линии. Передвигаем левую часть в прежнее положение, и исчезнувшая линия появляется снова. Но откуда она взялась?
Объясняем фокус вместе. Прикладываем условную мерку к каждой линии и обнаруживаем, что наша условная мерка длиннее. Если отрезать выступающие кусочки и сложить их вместе в одну полоску, то получим исчезнувшую линию. Фокус разгадан.
Вторая часть выступления была посвящена экспериментам с лентой Мёбиуса. Опыты с ней многочисленны и широко освещены на просторах интернета, поэтому сейчас я не буду о них рассказывать. Только упомяну, что использовать данный материал можно при изучении понятий дроби, так как разрезание кольца идёт пополам, на треть и четверть от края. Кроме того, перед склеиванием кольца Мёбиуса, вполне можно поговорить о геометрических фигурах (полоска бумаги прямоугольной формы, у неё есть 4 стороны, 4 угла).
Третья часть выступления была посвящена флексагонам. Кратко познакомив коллег с историей появления этой игрушки, показываю фокус и комментирую свои действия «У меня в руках волшебный предмет. Не верите? Смотрите сами (показываю флексагон с двух сторон, стороны раскрашены в разные цвета). Помогите мне, скажите волшебные слова (выворачиваю флексагон). Посмотрите теперь! (Открывается третья поверхность и создаётся впечатление, что цвет шестиугольника изменился) Удивлены?»
Можно поэкспериментировать с раскраской флексагонов и использовать их для индивидуальной работы с детьми.
Приведу пример заданий по теме «Количество и счёт» :
- обозначь цифрой;
-назови соседей числа;
-угадай пропущенное число;
-назови числа, которые меньше (больше) числа …;
-считай вперёд (назад);
-счёт со сменой основания.