Кечина Альфия
Мастерская для родителей «Адаптация ребёнка в дошкольном образовательном учреждении»
1. Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей встречи: «Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении. Способы и приемы помощи».
2. Знакомство. Я предлагаю, поближе познакомится. А для этого мы проговорим следующее: Имя, я мама (имя ребёнка). Пришла на нашу встречу…Что хотела бы получить от нашей встречи? Каковы мои ожидания?
Публикация «Мастерская для родителей „Адаптация ребёнка в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
3. Участникам предлагается слепить из пластилина свои ассоциации со словом «Адаптация», что это слово для меня значит, что это может быть в виде: символа, образа, природного явления, предмета одежды и т. д.
4. Пока вы будете заниматься данной работой я предлагаю нам принять правила по которые мы будем сегодня соблюдать на нашей встрече. Я буду их проговаривать. Если вы согласны с этим утверждением я соответственно буду ставить галочку. Если нет зачёркивать. Итак первое правило.
1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время нашей встречи, мы говорим только о том, что волнует нас здесь и сейчас.
3. Конфиденциальность. Все, что происходит, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне.
4.«Я» высказываний. Безличные слова “Большинство людей считают, что. ”, “Некоторые из нас думают. ” заменяем на “Я считаю, что. ”, “Я думаю. ”. По-другому говоря, говорим только от своего имени.
5.«Активности». Было проведено исследование, эффективного усвоения информации. И результаты были таковы, 10% информации мы усваиваем если мы её слышим, 50% того, что видим, 70% то, что проговариваем, 90% то, что делаем сами.
6.«Выключить мобильные телефоны».
3.1. Даётся определение адаптации ( словари: психологический, социальный, биологический и т. д)
Итак, что для меня означает слово «адаптация»? Родители рассказывают о своих фигурках.
Жизнь любого организма – это непрерывная адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
В огромной степени стресс спровоцирован отрывом от матери. Создаё тся порочный круг: отрицательные эмоции, страх поддерживает стресс, и в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери. И чем же мы можем помочь ребёнку в этот период : очень важен со стороны матери эмоциональный контакт с ребенком, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения также и невербальные, тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия. Так доктор Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. В своих утверждениях она настаивала на том, что каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день. Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.
Моё глубокое убеждение, что в такие сложные периоды для ребёнка помогает также совместная продуктивная деятельность. Которую мы можем осуществлять с помощью.
Арт-терапии — это форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Сказкатерапии.
Все дети любят сказки. По моему глубокому убеждению, их любят и все взрослые. Так что же такое сказки? Если - плод воображения, то чем не сказки современные детективы, триллеры, фэнтези, любовные и приключенческие романы? Но их читают взрослые! Если древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях, то разве это информация только для детей? Если представить, что сказка - это «слоёный пирог». В каждом слое свой смысл. Обратите внимания, как много сейчас снимается анимационных фильмов для семейного просмотра. И наверно поэтому мы с удовольствием ходим на эти фильмы. А объясняется всё очень просто, мы на бессознательном уровне, погружаемся в тот мир, тот «слой», тот смысл, который наиболее созвучен вашему мироощущению на данный момент, тот, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок - в любом возрасте в них можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Поэтому сказка, а в нашем варианте анимационные фильмы, как пример - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным.
4. Чтение сказки «Птенец».
«Птенец»
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прозрачной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
- Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
- Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа. Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
- Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
- Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе. Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать.
- Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, - вдруг громко сказал птенец, почувствовав силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
- Благодарю тебя, скорлупа. Ты помогла мне вырасти, укрывала меня от опасностей, но сейчас я хочу увидеть мир, жить в нем и, конечно же, летать. Мне пора. С трудностями, которые встретятся на моем пути, я буду учиться справляться.
Скорлупа молчала. Наконец она ответила:
- Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в неизвестную и удивительную жизнь.
5. Обсуждение сказки с родителями.
Работа со сказкой интересна и увлекательна. Она помогает лучше понять нам себя и найти выход из тех проблемных ситуаций, в которых, на первый взгляд, мы кажемся себе бессильными. Ведь ответы на все наши вопросы находятся внутри нас.
6. Выбор родителями своих героев сказки.
6. И знакомство с ними.
7. Создание волшебной страны, где живут наши сказочные герои.
8. Сочинение сказок в группе по схеме.
Жили-были. (Начало сказки, встреча с ее героями).
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды (герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом).
Жили долго и счастливо (развязка сказки должна быть обязательно позитивной).
9. Знакомство с написанными сказками и демонстрация сказок родителями.
Вопросы:
1. Интересно ли вам было выполнять это задания?
2. Какие чувства вы испытывали при написании сказки?
3. Чьи сказки вам наиболее запомнились?
4. Что вам в них понравилось?
Сказка- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальностьмы начинаем обсуждение с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее вспоминаем, что в сказках всегда зашифровано много важной для нас информации и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев сказка хочет нас научить чему-то важному и мы должны догадаться - чему именно.
ВЫВОД: Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом
СКАЗКИ НАПИСАННЫЕ РОДИТЕЛЯМИ
Друзья.
В одном замечательном заповеднике жили два друга: Лягушонок и Пингвинёнок. Всё время они проводили вместе. Вместе купались в озере, вместе играли и резвились.
Однажды, когда Лягушонок и Пингвинёнок играли в песочнице, неожиданно испортилась погода. Разразилась гроза, начался ливень. Лягушонок очень расстроился и запричитал: «Как же я не люблю эту дождливую погоду. Это самое неприятное состояние природы- слякоть, сырость, серость. Пингвинё нок же в ответ Лягушонку сказал: «Лягушонок, ты не прав. У природы нет плохой погоды. Любая погода хороша». Но Лягушонок стоял на своём. Долго они спорили. В итоге обиделись друг на друга, расстроенные друзья разошлись по разным углам заповедника.
Наконец, дождь закончился. Выглянуло солнышко. Пригрело своими золотыми лучиками заповедник и всех его обитателей. Только ни Лягушонка, ни Пингвинёнка не радовало солнышко. Ведь ничто не может заменить близкого друга. Забыв все обиды, друзья направились друг другу. Встретились они на своей любимой песочнице. Пингвинёнок и Лягушонок помирились и решили никогда больше не ругаться.
Сказка о дружбе.
Где-то далеко-далеко, а может быть и близко, когда-то давным-давно, а может быть и недавно, жила-была девочка в хорошеньком домике на берегу синего моря. А на море жил парусник.
У девочки был прекрасный и верный друг – собачка Татошка. Часто, переделав все домашние дела, девочка с Татошкой шли на берег моря. Там они садились на тёплый, прогретый солнышком песок и слушали морской ветер, который жил в парусе корабля, и рассказывал им интересные истории о дальних странах. Смотрели, как играют солнечные зайчики на волнах. Слушали… Смотрели. И так до тех пор, пока не сядет солнце. И было им хорошо-хорошо и спокойно.
Но было и в жизни их огорчение. Прямо за домом начинался густой, непроходимый лес. Может быть его и можно было бы пройти. Но как только девочка с собачкой ступали на тропинку, так из леса доносился страшный рёв, вой, грохот. Девочка с Татошкой тотчас же бежали к домику. А вслед доносился неприятный смех и свист.
Однажды рано утром девочка услышала, что кто-то жалобно плачет и скулит. Татоша был рядом с ней, а жалобный плач доносился из леса.
Очень боялась девочка заходить в лес, но ведь если кому то плохо- нужно помочь! Девочка набралась храбрости и пошла вглубь леса. Там, на полянке сидел грустный и очень большой тигр и жалобно плакал. У него болела лапа, он так много шалил и бегал, пугал лесных зверюшек, что когда споткнулся и поранил лапу- никто не пришёл к нему на помощь. На самом деле Тигру было очень плохо и одиноко, и он уже давно хотел с кем-нибудь подружиться. Но беда в том, что он совсем не умел этого делать!
Девочка забинтовала ему лапу, пригласила в свой хорошенький домик и напоила чаем с вишнёвым вареньем. Тигру очень понравилась девочка, и совсем не понравилось, что у неё есть Татоша. Он сказал :«Выбирай, или ты со мной дружишь и тогда можешь сколько угодно приходить в лес, или с Татошей!».
Девочка грусно покачала головой и позвала Тигра за собой. Она привела его на берег моря и познакомила с Парусником. Тигр впервые увидел море и услышал красивые и добрые сказки. Ему стало очень стыдно, что он пугал зверей и девочку, что совсем не умел дружить, что заставлял девочку отказаться о дружбы с Татошей. Он понял, что быть добрым и иметь много друзей гораздо лучше, чем быть злым и одиноким.
С тех пор Тигр, Парусник, Девочка и Татоша крепко дружат, вместе справляют дни рождения, праздники и помогают друг другу.