Селезнева Тамара
«Широкая Масленица». Конспект мастер-класса в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ
на тему: «Широкая масленица».
Воспитатель Селезнёва Т. М.
Образовательные области: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из бумаги, (аппликация, музыкальная, двигательная (физкультминутка)
Публикация «„Широкая Масленица“, Конспект мастер-класса в начальной школе с использованием художественного слова, ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вид занятия: тематическое, занятие-творчество (мастер-класс).
Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность
Цель: развитие творческих способностей через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (изготовление символа Масленицы – Солнышко из бумаги).
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
- формировать умения изготавливать солнце-масленицу из бумаги;
- закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей.
- закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
- воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;
- создавать эмоциональный интерес при изготовлении символа Масленицы – Солнышко.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
- развивать внимание, память;
- развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
- развивать творческие способности, фантазию.
- развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.
Планируемый результат: изготовление символа Масленицы – Солнышко из бумаги, организация выставки работ.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация; иллюстрации на тему «Масленица», схема последовательности изготовления солнце, ножницы, цветная бумага, картон, клей, фломастеры, вырезанные круги разных диаметров (по 5 на каждого ребёнка); разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги; 2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка; клей; кисточки; ножницы; салфетки готовая работа символа Масленицы – Солнышко.
Содержание совместной деятельности (Ход занятия) :
1. Вводная часть. Организационный момент.
Играет музыка «Масленица» ( музыка: Петра Николаева, слова : Натальи Михайловой)
Педагог:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Педагог: Ребята, о чем, о ком это стихотворение? (ответы детей)
2. Основная часть
(Беседа о Масленице, показ презентации с иллюстрациями).
Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрации и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение.
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни
Физкультминутка:
(Педагог произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему).
Педагог: Ребята, встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я говорю слова, и показываю движения, вы за мной повторяете:
Сыграем, спляшем,
Руками помашем,
Ногами потопаем,
А то и руками похлопаем!
Подходи честной народ,
В Скомороший хоровод!
Педагог: Молодцы! Отдохнули, теперь можно и потрудиться.
(Дети садятся за парты)
Педагог - Ребята, как нужно правильно пользоваться клеем и кисточкой? (ответы детей)
С какой стороны будем наносить клей на цветную бумагу? Берите по одному кругу наносите клей с белой стороны и приклеивайте, лишний клей промокнуть салфеткой. (самостоятельная работа детей за столом, при необходимости педагог помогает детям).
Дети приступают к самостоятельному изготовлению аппликации символа Масленицы – Солнышко. Педагог, при затруднениях ребёнка, приходит ему на помощь советом и убеждением, направляя на выполнение творческой работы. При практических трудностях ребёнка воспитатель применяет индивидуальный подход.
По окончании работы клей закрывается и с ножницами убирается в коробки.
3. Заключительная часть.
Педагог: - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваш символ Масленицы – Солнышко. Каким он у вас получился? (ответы детей).