Ольга Осипова
Мастер-класс для педагогов «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель: показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия эмоции;
3. Научить понимать эмоциональное состояние детей;
4. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.
Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, сочувствия, восторг и т. д.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но всегда ли искренни, правдивы и настоящие эти эмоции?
Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской.
А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни.
Так что же нужно сделать нам, взрослым для того, чтобы в наших детях вызвать подлинность и открытость чувств, их эмоциональных проявлений?
Практическая часть:
Мой опыт работы показал, что поведение ребёнка, процесс развития его эмоционального мира является серьёзным признаком в осознании мира маленького человечка и говорит о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому педагогам, воспитателям, необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.
- Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.
Упражнение «Комплименты»
Педагоги сидят на стульях. Каждый по очереди передают смайлик и говорим, например: «Полина Алексеевна у вас сегодня очень красивая блузка!».
Анализ:
-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
Слушая комплименты, мы испытываем положительные чувства, которые влияют на наше самочувствие и отношение к себе. Радость, повышенная самооценка, уверенность в себе, признание и ценность, вдохновение и мотивация, а также состояние благодарности — все это делает нас более счастливыми и уверенными в себе.
- Сразу же рождается вопрос: что же это такое — эмоции? (ответы).
Эмоции — это необыкновенный узорник чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью жизни человека, и прежде всего ребенка».
- Как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей?
Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.
1. Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Зубы стиснуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я …
(Злость)
2. Глаза слегка сужены.
Уголки рта опущены.
Я плачу.
Я …
(Грусть)
1. Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты.
Я смеюсь.
Я …
(Радость)
Я хочу познакомить вас с пособием «Весёлый светофор».
Приходя утром в детский сад мне родители подсказывают настроение
своего малыша. Я фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл.
Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится.
Круг желтого цвета означает, что у ребёнка, пришедшего на занятие, спокойное, нейтральное настроение, без эмоций.
Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное.
Если я вижу, что кому-то из детей необходима помощь, ласка, я делаю все, чтобы ребёнку было хорошо и комфортно. В основном ребята предпочитают желтый и зеленый круги.
Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!
Для того, чтобы создать позитивной микроклимат в группе я использую в своей работе игру «Ролевая гимнастика». С помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игра помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию.
Содержание игры: подбираются небольшие и хорошо знакомые стихи.
Предлагаю Вам прочитать стихотворение :
1. В быстром темпе, «как пулемёт».
2. Тихо.
3. В медленном темпе, еле-еле
4. Громко
Игра «Встаем в обруч»
«Встаём в обруч»
1)у кого дома есть кот или кошка
2)кто любит мороженое
3)у кого имя начинается на букву А
4)у кого есть брат или сестра
5) кто любит танцевать
6) у кого есть веснушки
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.
Воспитателям необходимо уметь предотвращать появление и формирование негативных эмоций у детей.
Я хочу предложить Вам рисунки с отрицательными героями сказок, там мы постараемся вместе с вами найти различные приёмы, которые помогут маленькому человеку преодолеть свои отрицательные эмоции.
Цели этой игры помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Я предлагаю вам дорисовать нашим героям элементы предмета, что сделает их счастливее. Можно дорисовать цветочки, шарики, солнышко,на вашу фантазию
Пока вы будете рисовать я расскажу вам еще об одной игре
Упражнение «Одень страшилку».
- Это упражнение также дает детям возможность поработать с предметом своего страха, а педагогу – провести его коррекцию.
- Для его проведения я заранее вывешиваю на доске черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т. п. Ребенок должен «одеть его» при помощи пластилина. Выбирая пластилин нужного цвета, отрывая маленькие кусочки и размазывая их внутри контура, ребенок «одевает» своего страшилку, рассказывает о нем группе. Во время рассказа я стимулирую его своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его и т. п.
- Таких вариантов упражнений может быть множество.
- Одним из преимуществ этого пособия является то, что для коррекции детских страхов можно использовать в комплексе несколько игровых упражнений.
- Печаль и грусть – это особые эмоции, они имеют свое своеобразное выражение и свои исключительные, необыкновенные особенности; эти эмоции причисляют к отрицательным проявлениям. Они основываются на различных трудных ситуациях, с которыми встречаются люди изо дня в день.
- В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог.
- Для того, чтобы стимулировать положительных эмоций, исключить или снять негативные переживания, можно применять такую игру, как «Волшебный стул».
- Гнев, злость, ярость – одни из главных эмоций человека, вместе с тем и малоприятные.
Я хочу рассказать вам о тех из них, которые использую, чтобы помочь детям избавляться от переживаемых негативных чувств и настроений, научиться управлять эмоциями, контролировать свое поведение, уметь общаться друг с другом.
Я использую в данном случае такое пособие, как «Стаканчик для крика».
Ещё у нас есть такое пособие, как «Подушечка для битья».
Следующее пособие – «Коврик злости». С его помощью тоже можно избавиться от гнева. Если пришёл ребенок в плохом расположении духа, агрессивно настроен на окружающих, то ему предлагается коврик, который избавляет от злости. Это обычный коврик с ярким, неоднородным верхним слоем. Можно изготовить коврик самостоятельно: Ребёнку предлагается снять обувь, наступить на коврик и вытирать об него ноги до того времени, пока ему не захочется улыбнуться. ,
Благодарю Вас дорогие коллеги за Ваше внимание.
Надеюсь, что на моем - мастер классе вы нашли для себя интересные методики. А теперь я попрошу Вас заглянуть на ваши
«Эмоциональные часы» которые у вас лежат на столах. Какую эмоцию вы сейчас испытываете? покажите на часах.
Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!