Снеткова Оксана
Мастер-класс «Элементарное музицирование, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
«Музыка понимается телом, а не рассудком и говорить с детьми нужно музыкой, а не о музыке.»
Карл Орф
Что такое «элементарное музицирование»?
Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого
и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение
Это практическая деятельность. Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки
Публикация «Мастер-класс „Элементарное музицирование, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий
В чем преимущества элементарного музицирования?
• Не требует большой подготовки
• Для музицирования не обязательно нужно иметь музыкальные инструменты, это могут быть подручные средства
• Ребенок с удовольствием вовлекается в работу
Актуальность
Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Услышав музыку, ребенок начинает непроизвольно хлопать руками, топать ногами, танцевать. И это в каждом ребенке, независимо от того, есть у него музыкальный слух или же нет.
В своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание поиску новых, интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с дошкольниками. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать и слышать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной.
Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа. Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движение, пение, игру на музыкальных инструментах. Важно, как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.
Звучащие жесты.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас»
ЗЖ– это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д.
Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала.
Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Речевое музицирование
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств.
Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т. К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать. В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах
Это необязательно должны быть на музыкальные инструменты, это могут быть подручные средства шариковые ручки, палочки, стаканчики и др.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах музыкальной деятельности: непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой форме, самостоятельной.
В процессе использования технологии элементарного музицирования для активизации музыкально – творческих способностей дошкольников я пришла к выводу, что у всех детей сформирована ритмическая компетенция: они слышат, различают, исполняют несложные ритмы и удерживают ритмический пульс, свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику.
Таким образом, у всех дошкольников хорошо развились музыкально – сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети самостоятельно различали тембр музыкальных инструментов. У них развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.
Дошкольники умеют подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов.
Они сочиняют несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они увереннее и выразительнее читают стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений.