Елена Аникина
Мастер-класс «Эффективные приёмы работы с использованием художественной литературы по развитию речи и речевого общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Эффективные приёмы работы с использованием художественной литературы по развитию речи и речевого общения“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Ход мастер-класса.
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью, является ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом работы с использованием художественной литературы по развитию речи является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач по развитию всех компонентов речи : от коррекции звукопроизношения до развития связной речи.
Я хочу предложить вам поиграть в игры, которые вы сможете использовать на занятиях или в свободной совместной деятельности.
1. Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»
Каждый из вас берёт одну картинку с изображением предмета и подбирает сказки, в которых он упоминается:
1) яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок;
2) яблоко — Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди;
3)кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты;
4)лиса — Колобок, Заюшкина избушка, Теремок.
2. Следующий прием: игра «Микрофон»
Пересказ «по цепочке» - один ребёнок начинает, второй продолжает, третий заканчивает.
Я предлагаю пересказать по цепочке сказку «Репка». Я начинаю:
- Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. А теперь продолжает Маша.
3. Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»
Необходимо посмотреть на картинки, угадать сказку вспомнить сказочные заклинания или волшебные слова.
- Емеля в Р. Н. С. «По щучьему велению? (По щучьему велению, по моем хотению);
- Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников (Сим- сим, открой дверь);
-Р. Н. С. «Сивка- Бурка» (Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою);
- «Цветик-семицветик» (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг);
-«Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака (Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру).
4. Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик. и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Придумайте начало сказки «Теремок» от лица самого теремка.
- А вторую команду начало сказки «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.
5. Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: «Сегодня мы будем играть в новую игру, которая называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором:
- Слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
–Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?
Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.)
–Зубы у него острые, шуба коричневая, он медлительный, нерасторопный, неуклюжий. Кто же это?
-Какие вы знаете сказки, в которых героем был бы медведь? («Теремок», «Маша и Медведь», «Теремок» и т. д.)
6. Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Вариант 1:
Игровое действие:
Воспитатель даё т задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?» :
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.»
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2: Угадай сказку по трё м словам:
1)Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
3) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).
4) Тыква, принц, бал («Золушка» Ш. Перро).
7. «Сказочные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)
3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс)
4. Она была подружкой гномов,
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
5. Дюймовочки жених слепой,
Живет все время под землей. (Крот)
6. Этот толстяк живет на крыше,
И летает он всех выше. (Карлсон)
8. «Артисты». Необходимо произнести фразу, как герой из сказки. Остальные по тембру голоса, жестам, мимике должны догадаться, что это за герой. Фраза: «Какое небо голубое» ( приготовить картинки: баба Яга, лиса, зайка, волк, Медведь)
9. Игра «Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ, ЦКТХ, МЙДДР, ФДР, ЙБЛТ, ТРКНЩ, КРКДЛ, КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)
10. Игра «Шуточная реклама».
Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём «Шуточная реклама»
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения (При ответах указывается название и авторство произведений)
- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)
- Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
- Отмою всё! (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
- Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)
- Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Р. н. с. «Гуси-лебеди»)
- Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)
- Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р. н. с. «Колобок»)
- Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)
В заключительной части моего мастер – класса подведем итоги:
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается :
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
5. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов, стихотворений.
6. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
8. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.