Анастасия Щеглачева
Внедрение в практику работы воспитателей метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Публикация «Внедрение в практику работы воспитателей метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель мастер – класса:. повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Щеглачеваой Анастасии Андреевны воспитателя МАДОУ детский сад «Родничок» по проведению метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.
Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через
поисково– исследовательскую деятельность;
-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
-Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в
воспитательно– образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран; емкости для воды, пресная вода, подносы, апельсины, кусковой сахар, пищевой краситель, буклеты с методическими рекомендациями.
Раздаточный материал: ёмкости с водой, стакан, резиновая перчатка, колба, полиэтиленовый мешочек, кувшин с водой, чашка для воды, зажигалка, тряпочка, чашка с предметами (гвоздь, тряпочка, камешек, бумага, деревянный кубик, ножницы, цветная бумага, карандаш.
Рефлексия.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю жюри составить синквейн, он поможет вам лучше меня оценивать.
Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка–существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка -два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Ход мастер – класса:
1. Вводная часть.
Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ».
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
На этой почве и возникла идея становления данного опыта. Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с 2013-2016 учебного года, а именно Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования в три этапа (диагностический, практическмй и заключительный) Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно –действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.
Вот на этом и основан мой опыт работы по детскому экспериментированию.
Моя главная задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть ребенка к творческой деятельности и создать специальные условия, способствующие этой деятельности.
Наличие разных материалов позволяло расширять поле самостоятельной исследовательской деятельности детей. Были проведены такие работы как наблюдение за проращиванием фасоли и пшеницы, занятия по изучению свойств воды, воздуха, песка и магнита многие другие.
Сегодня, мне хотелось бы вам рассказать о нескольких экспериментах,которые можно проводить с детьми, изучая при этом свойства воды.
2. Основная часть.
- Необходимо определить алгоритм проведения занятий по экспериментированию и структуру эксперимента.
Так как мастер-класс ограничен во времени, предлагаем воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма, который представлен на экране.
Примерный алгоритм проведения занятия по экспериментированию
1. Предварительная работа (наблюдения, экскурсии, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)
2. Определение вида занятия (констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
3. Постановка темы занятия
4. Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные)
5. Подготовка пособий и оборудования
- Решая задачи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и следуя алгоритму и структуре эксперимента, формируем у детей целостное представление оо окружающим нас мире.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем мы все … (неживую природу).
- Что относится к неживой природе?
- Как вы думаете, рухнет ли Пизанская башня?
- Можно ли заставить апельсин опуститься на дно водоёма?
Не ломайте голову, давайте поэкспериментируем!
Вашему вниманию представляю пять эксперементов с водой, которые помогут узнать детям о ее свойствах.
Первый эксперимент : Сейчас я хочу вас познакомить с проведением эксперимента «Вода принимает форму». Будем определять может ли вода принимать ту форму в ёмкость которую она налита. Для этого нам потребуется резиновая перчатка, колба, полиэтиленовый мешочек, кувшин с водой. Резиновую перчатку будем держат в левой руке, осторожно заполнять её водой из кувшина (работа в парах) Наблюдаем, что вода приняла форму перчатки. Затем выливаем воду назад в кувшин. Далее проделываем тоже самое с другими ёмкостями.
Второй эксперимент :
- На слайде показана последовательность проведения опыта с апельсином. Выполните этот эксперимент (самостоятельно)
1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин не утонул. Почему?
3. – Почистим апельсин от кожуры. Что видите? Почему?
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Третий эксперимент : Он называется «Тонет или не тонет?» В этом эксперименте нам понадобятся ёмкость с водой, чашка с предметами (гвоздь, тряпочка, камешек, бумага, деревянный кубик). Один за другим будем опускать предметы в ёмкость с водой, вынимая их из чашки. Наблюдаем: тонет ли тот или иной предмет? Делаем вывод, что деревянные предметы (кубик) не тонут в воде, а плавают по поверхности.
Четвертый эксперимент : «Вода - растворитель»
Подкрасим воду пищевым красителем.
1.- Что произошло с сахаром после того, как вы вылили подкрашенную воду в тарелку?
2.- Что случилось с башней, когда сахар полностью пропитался водой?
- Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.
Пятый эксперимент : «Когда становится бумага тяжелее воды?» В этом эксперименте нам понадобятся ножницы, цветная бумага, карандаш, ёмкость с водой. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Затем при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. Далее опустите кувшинки на воду, налитую в ёмкость. Что вы видите? На ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит? Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
3. Заключительная часть
- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а значит только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.