Наталья Татарских
Консультация «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Компетентностный подход педагогов ДОУ в
организации образовательного процесса с учетом требований Профстандарта»
Тема: «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
Цель: совершенствовать социально-психологическую культуру современного педагога, подготовить педагогов к работе в новых условиях.
Задачи: 1. сиситематизировать знания педагогов об основных документах по обновлению дошкольного образования
Публикация «Консультация „Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
2. сформировать у педагогов интерес к новому документу – профессиональному стандарту педагога;
3. Способствовать развитию практических умений к организации образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО.
4. Создать условия по обмену и распространению опытом.
Форма организации: проблемный семинар
Атомы и молекулы
Участники группы разбредаются по комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас — одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
Таким образом мы увидели
Ход мероприятия:
1 Дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас на очередном мероприятии сетевого взаимодействия, тема которого «Компетентностный подход педагогов ДОУ в
организации образовательного процесса с учетом требований Профстандарта». Вдумываясь в указанную тему, хочется отметить, что вся деятельность педагога, безусловно, не может ограничиваться только определенными рамками, которые диктует новый документ «Профстандарт», сегодня мы попробуем определить и разобраться в проблемах, которые стоят при переходе на профессиональный стандарт, определим наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогов, как инструмента повышения качества образования и реализации стратегии образования. Мы предлагаем выбрать вашей творческой группе название, перекликающееся с нашей темой и объяснить его выбор.
2 Погружение в историю вопроса темы. Позвольте, уважаемые коллеги, вернуться в начало 20 века и представить вам видеосюжет, в котором хочется вам показать как менялись подхлды и как менялись требования к педагогам в разные десятилетия. напомнить какие требования предъявлялись к педагогу.
1930год:
- знание предмета
-общая эрудиция
- политическая зрелость
1960 год
-уравновешенность
- гармоничность
-авторитет
- знание предмета
- сильная воля
- храбрость
- остроумие
- приятная наружность
- понимание своих учеников
- умение говорить логично и выразительно
- требовательность
- любовь к педагогической работе
1970 год
- справедливый
- умный
- энергичный
- требовательный
- авторитетный
- хороший организатор
- приветливый, любящий детей и свой предмет
1986
- сочетание строгости с душевностью. Добротой и уважением к ученикам
-справедливость
-доброта
- эрудиция
- взаимопонимание
- аккуратность.
Основой для формирования отрицательного отношения и педагогам были : невнимание, нечестность, равнодушие. Склонность к нравоучениям.
1996
- доброта
- внимательность
- чувство юмора
- такт
Таким образом можно провести аналогию с политическим положением страны и развития общества.
В 21 веке портрет современного ребенка становится другим. Современный педагог тоже меняется, но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь время для проявления педагогического творчества.
3 И сейчас уважаемые участники, мы предлагаем творческое задание:
«Портрет современного педагога»
Давайте сделаем вывод: На современном этапе образование нуждается в педагогах нового формата, которые демонстрируют мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности.
Каким должен быть педагог?
Конечно, добрым, позитивным!
Любить детей, любить учиться, быть зеркалом души детей.
Быть маяком для тех, кто рядом.
Но согласитесь, без опыта и профессионализма таким волшебником не стать.
4 Что такое профстандарт? Появление стандартов это не новинка придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт в Великобритании. В середине 20в. В нашей стране были созданы квалификационные справочники. Квалификационные характеристики должностей в области образования были обновлены в 2010-2011 гг. однако идеология их разработки осталась прежней. Справочники по мнению специалистов ограничиваются описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. они не содержат перечня трудовых функций выполнение, которых обеспечивает достижение целей профессиональной деятельности.
За последние годы система образования претерпела серьезные глубокие преобразования. В 2012 году принято политическое решение об активном вхождение государства в процесс развития национальной системы квалификаций. Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7.06.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» его основная цель планомерно внедрять стандарты во все области экономики.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н» «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013. № 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога»
Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.
Профстандарт по мнению разработчиков призван :
- повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
- установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации.
В нем определяются:
- основные требования к квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- стандарт может дополняться региональными требованиями;
- он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
- документ является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения, т. е. стандарт воспитателя ДОУ;
- стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
- стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
- стандарт выдвигает требования и к личностным качествам педагога.
Уважаемые коллеги пришло время поработать с самим документом.
Профессиональный стандарт применяется с целью :
• определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
• обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
• обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
• содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
• Поэтому можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта :
• Для работодателя: - формулировка требований к работникам.
• Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.
• Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.
Практическое задание
1 группе предлагаем познакомиться с профстандартом и составить 5 вопросов для сотрудника при первом собеседовании.
Вывод. В соответствии с современными реалиями, профессиональный стандарт педагога наполняется новыми компетенциями, способными помочь воспитателю при решении возникающих проблем: я передаю слово Светлане
5 Профессиональные компетенции педагога
Компетентность и связанное с ним понятие компетенции традиционно широко используются в контексте оценки полномочий должностного лица или профессиональной характеристики специалиста, однако их значение в педагогических науках трактуется не всегда однозначно. В чем тогда заключается отличие значения терминов компетенция от термина компетентность применительно к педагогической профессии?
З команды. 1- объясняют понятие компетентность, 2- компетенции, 3-референты.
Выводы:
Компетентный (лат. competentis)- соответствующий, способный)- обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области. Компетенция (лат. Competentia- принадлежность по праву)- круг полномочий какого- либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом Из словаря иностранных слов
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни
Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
«Компетентность» определяется И. А. Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2]. Объединяя определения, данные Н. Хомским и И. А. Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как способность практически реализовать свою компетенцию, то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности.
И резюмируя, все вышесказанное:
Компетентность- обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный) Компетенция- характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов
Новые задачи современного педагога
Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых воспитанников.
(СЛАЙД)
Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации
(СЛАЙД) Методологическая компетентность: Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.
(СЛАЙД) Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса).
(СЛАЙД) Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
(СЛАЙД) Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.
(СЛАЙД) Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.
(СЛАЙД) Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
(СЛАЙД) Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.
Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:
• Общепользовательский
• Общепедагогический
• Предметно-педагогический
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
• Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.
• Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
• Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности педагога и анализа ее фиксации в информационной среде.
Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-компетентности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
(СЛАЙД) Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
-образовательной;
–методической;
- социально–педагогической.
(СЛАЙД) Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
• осуществление целостного педагогического процесса;
• создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :
• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
• умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
(СЛАЙД) Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
• планирование воспитательно-образовательной работы;
• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
• знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
• умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
• владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
(СЛАЙД) Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
• консультативная помощь родителям;
• создание условий для социализации детей;
• защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
• знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
• умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
(СЛАЙД, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога, исходя из современных требований (Задание нашим творческим группам)
Подводя итоги вышесказанного нашими коллегами:
основные пути развития профессиональных компетенций педагога, это:
• Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).
• Работа в методических объединениях, творческих группах.
• Исследовательская, экспериментальная деятельность.
• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
• Различные формы педагогической поддержки.
• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.
• Обобщение собственного педагогического опыта.
• Проблемные семинары и вебинары.
• Работа по самообразованию.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.
Практическое задание. Что является опорой компетентного педагога?
5 ПЕРЕХОД ДОУ НА ПРОФСТАНДАРТЫ
Дорогие коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во времена непрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т. к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.
Практическое задание : Мы предлагаем Вам рассмотреть планы перехода на профстандарт, которые мы взяли с интернет ресурсов. Просим вас проанализировать и выстроить свою структуру.
6. На прямо поставленный вопрос «Что принесет педагогу новый стандарт профессионального деятельности педагога?» для нас ответит время. Сейчас идет много обсуждений внедрения профстандарты мы предлагаем вам посмотреть видеосюжет Пресс-конференция на тему «Что принесет учителю новый проф. стандарт педагога?» от 18.09.14
РЕФЛЕКСИЯ Рассказывание притчи про знания
Как-то плыли на корабле мудрец и купец. Путь лежал долгий через океан. Купец вез целый сундук с золотыми монетами и дрогой одеждой. У мудреца же не было ничего, что могло быть ценным. Купец постоянно насмехался над мудрецом из-за его бедности.
Был шторм и корабль вынесло на рифы, где он и разбился. Купцу и мудрецу в тот день очень повезло и они остались в живых. Их выбросило на берег и они оказались на одном из необитаемых островов.
Мудрец благодарил небеса, за то, что они спасли его, но вот купец не был радостным. Он постоянно причитал и корил судьбу за то, что она забрала все его богатства, и он не знал, что дальше ему делать.
Мудрец подошел к нему и сказал: «Счастье не измеряется в количестве золотых монет. Если ты раньше заработал свое состояние, то значит это сможешь сделать еще раз. Главное это то, что ты знаешь, как это сделать. После кораблекрушения я ничего не потерял, так как знания – вот мое богатство. И это никто не сможет у меня отнять».
Те книги, которые вы читаете, те мероприятия, в которых вы принимаете участие дает возможность не только развиваться, но и получать новые знания, которые останутся с вами навсегда и будут помогать вам в достижении ваших целей.