Аджиева Светлана Леонидовна
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21»ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству»
составлен
воспитателем
Аджиевой С. Л.
с. Левокумское
2018 год
«Истоки способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев….Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок», - писал В. А. Сухомлинский.
Актуальность выбранной темы
1. Использование нетрадиционных техник в изодеятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях и т. д.
2. Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям дошкольного возраста и их родителям новые, современные знания о использовании нетрадиционных техник и нетрадиционных материалов в изодеятельности, возможность воспитанникам и их родителям для совместного творчества.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Формировать личность и художественно - эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в процесс, от которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве : рисовании, лепке, аппликации.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Как правило, организованная образовательная деятельность сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то интересное, оригинальное, что способствовало бы развитию творчества у детей.
Определившись с темой «Нетрадиционное рисование, как средство развития интереса к изобразительному творчеству», поставила цель: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование. Для развития творчества и систематизации знаний детей сформулировала перед собой следующие задачи:
1. Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке
разные материалы с целью получения выразительного образа.
3. Развивать чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческие
проявления и воображения, желание рисовать.
4. Воспитывать внимание, аккуратность, работать в коллективе,
индивидуально.
Свою работу строю на следующих принципах:
• Принцип систематичности и последовательности.
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Принцип повторности материала.
• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе я использовала инновационные методы и приемы:
- информационно – рецептивный, который включает такие приемы как
рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;
- репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей;
- эвретический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-
либо моменте работы на занятии;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, возникла необходимость в применении уже усвоенных знаний, умений и навыков в рисовании и поиск новых решений, творческий подход. В работу с детьми я решила включить нетрадиционные техники рисования, именно новое, неиспользованное ранее вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Нетрадиционное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Именно по этому, рисование нетрадиционными способами очень привлекательно для детей. И я не раз убеждалась в этом, рисуя со своими маленькими художниками. Когда в организованной образовательной деятельности, я увидела глаза детей, которые блестят от восторга, увидела, как дети рисовали, нарушая все запреты стандартного рисования, я поняла, что необходимо как можно шире раскрыть творческие способности детей и познакомить их с разнообразием нетрадиционных техник рисования. Я разработала рабочую программу дополнительного образования по развитию у детей творчества. Целью данной программы является: использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
• передача и накопление опыта использования в рисовании;
• стремление воспитанников к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ;
• воспитывать аккуратность и терпение.
На практике эти задачи реализовывались мной через занятия кружка «Разноцветные ладошки». Организуя занятия, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, где для каждой возрастной группы использовала разные виды нетрадиционных техник, расширяла содержание, усложняла элементы. И я могу с уверенностью сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Так в старшей группе вначале я использовала с детьми такие техники, как рисование пальчиком, ладонью, затем добавляла рисование оттисками овощей, губкой, восковыми мелками в сочетании с акварелью. В средней группе : рисование ватными палочками, полусухой кистью, мятой бумагой, отпечатками листьев, рисование в технике «набрызг», пластилином, и т. д. Рисуя этими способами, дети не боялись ошибиться, так как все легко можно было исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое и ребенок обретал уверенность в себе, преодолевал страх перед чистым листом бумаги. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. При планировании старалась не ограничивать тематику детской деятельности. Детям предлагала нарисовать нетрадиционным способом явления природы, животный и растительный мир, птиц, рыб. Очень интересно наблюдать, как дети изображали в своих рисунках пушистых зверей, дорисовывали кляксу. Учила детей замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый). Для создания выразительного художественного образа предлагала детям использовать комбинирование различных способов изображения, например, рисование с элементами аппликации, используя в работах не только бумагу, но и вату, крупу и др. В работе для нетрадиционного рисования применяла самодельные, природные и бросовые инструменты, это раскрывало возможность показать в рисунках оригинальность и непредсказуемость. Предлагала детям разную по фактуре, цвету и размеру бумагу, т. к. это тоже влияет на выразительность рисунка. Благодаря систематической работе с помощью разнообразных изобразительных материалов и техник дети стали радовать всех своими великолепными произведениями. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Организация творческих выставок повышает авторитет в глазах детей, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.
Для развития творческой деятельности детей создала в группе предметно-развивающую среду, организовав центр по изобразительной деятельности, где дети самостоятельно проявляли свое творчество, тем самым закрепляли пройденный материал. Создав развивающую среду, большое внимание уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко использовала разнообразные материалы и убедилась, что детям нравиться новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим. Поэтому центр по изобразительной деятельности оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т. д.) Весь материал находиться в доступном для детей месте. Центр регулярно пополняла раскрасками, творческими заданиями и играми «Дорисуй», «Обведи», «Раскрась по схеме», «Составь узор».
В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т. д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора.
Предложила воспитателям применять нетрадиционные техники рисования на занятиях из проведенных мною мастер-класс и открытых занятий. Я делилась с педагогами опытом работы, превозносила что-то новое и интересное для детей.
Большое внимание я уделяла работе с родителями. Они мои первые помощники. И я использовала любую возможность общения с ними на доверительных отношениях. Родители с пониманием относились к просьбам, предлагали свою помощь. Проводила для родителей консультации, беседы, занятия, развлечения, конкурсы и дни открытых дверей, выставки рисунков, фотовыставки. Родителей интересовало рисование нетрадиционными приемами изображения. Они с удовольствием знакомились с литературой, которую я рекомендовала по данной теме, принимали участие в выставках рисунков по нетрадиционному рисованию, где родители сами попробовали себя в этой занимательной деятельности.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился интерес к рисованию, и не только уровень художественных способностей, но и личностный рост каждого ребенка. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Работы детей стали ярче и разнообразнее. У детей появилась уверенность в себе, они начали чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольников во всех видах их творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творчества у детей являются :
1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.
3. Общение и взаимодействие с каждым ребенком.
4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.
Показателем и результатом работы считаю и то, что я с детьми постоянно устраивала творческие выставки рисунков, украшали группу своими картинками. Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Заниматься этой работой необходимо тонко, последовательно и долго следовать такому принципу: «Увидеть, почувствовать, понять»