Лариса Давыдова
Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс (Основная часть)
Форма проведения:
педагогическая мастерская.
Участники:
музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя – логопеды.
Оборудование:
ложки, платки, компьютер, проектор, музыкальный центр.
Цель мастер – класса:
Обучение участников элементам русских народных танцев с предметами (ложками и платками, и приемам игры на ложках.
Задачи:
1. Познакомить участников с опытом работы.
Публикация «Внедрение инновационного опыта „Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русские народные танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
2. Познакомить с танцевальными упражнениями и приемами игры на ложках, которые позволяют развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и с музыкой, что актуально в работе с детьми ОНР.
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Актуальность:
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности русской народной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Именно музыка помогает детям на непосредственно образовательной деятельности изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно – двигательных ощущений. Эти ощущения дети начинают отображать с помощью слов, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.
Новизна:
В данном мастер-классе происходит интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, познание. Во время деятельности используется мультемедийная презентация. На релаксации – музыкальная открытка.
Практическая значимость:
Опыт работы может использоваться на методическом объединении музыкальных руководителей, учителей-педагогов, воспитателей дошкольных учреждений.
Сказка, сказка, прибаутка, Рассказать ее не шутка. Чтобы сказочка сначала, Словно реченька журчала, Чтоб к концу ни стар, ни мал. От нее не задремал. А колечко на колечко, Будет связочка. Сядь со мною на крылечко, Будет сказочка.
СЛ. 1 -Доброе утро, гости, коллеги! Меня зовут Лариса Анатольевна Давыдова. Провожу музыкальные занятия с детьми, в том числе и с детьми ОНР.
СЛ. 2 У детей с нарушениями речевого развития сохранен слух и интеллект. Им присуще некоторое отставание в развитии двигательной деятельности – плохо развита координация движений, снижена скорость и четкость их выполнения, недостаточное развитие чувства ритма, и как следствие, нарушение слоговой структуры слова и неритмизированная речь.
Ритм присутствует не только в музыке, но и в основе речи. При разучивании танца, помогала детям осваивать средства выразительности : ритм, пластику, мимику, музыкально-ритмические движения. Немаловажно, что все эти выразительные средства связаны с эмоциональными впечатлениями детей.
СЛ. 3 Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, на первый план выдвигается задача гармоничного воспитания личности ребёнка, где основная роль отводится фольклору.
Каждый народ имеет свою национальную культуру.
Использование народных танцев, хороводов, как фольклор, – один из множества способов, который оказался эффективным в работе с детьми с речевыми нарушениями. Почему именно русские народные? Потому что они просты и доступны. Сопровождающая их музыка мелодична, легко запоминается, отличается ярким рисунком, характерным фиксированным ритмом, чаще всего простым и однообразным.
СЛ. 4 Я пришла к выводу, что русский народный танец полезен для детей с нарушением речи, поскольку он помогает детям координировать пение и упорядочивать движения. А так же дети приобрели навыки исполнения пляски и песни из музыкальной сокровищницы России.
СЛ. 5 Свою работу начала с азов: подбирала музыкальное произведение, знакомила с ним детей.
Музыка должна звучать лучше в живом исполнении, можно и в записи.
Работу над танцем проводила на музыкальном занятии через разделы: слушания музыки, развития чувства ритма и музицирования, на музыкально-ритмических движениях.
Прослушивание музыки сопровождалось иллюстрациями русских народных танцев, костюмов, народных инструментов. (Альбом).
При выборе танцев с пением и хороводов я учитываю навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Разучивание парных танцев довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с нарушением речи часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. Гораздо сложнее даются детям народные танцы, хороводы, где добавляются своеобразные движения рук с предметами (ложками, платками, с движениями ног. Необходимо учитывать местоположение детей в танце, которые кружатся только в одну сторону!
Но, тем не менее, танцы нравятся детям своей зажигательностью.
СЛ. 6 Моя работа по обучению детей танцам соответствовала трё м важным условиям:
• Быть доступной для детей и педагога;
• Быть интересной для них;
• Быть систематической формой обучения;
Я стремлюсь к тому, чтобы работа носила творческий, поисковый характер. Проводимые мною занятия в группах больше похожи на игру.
(Слайд 7)
Чтобы работа была всесторонне охвачена, я привлекала в помощь родителей для изготовления (пошива) костюмов, головных уборов. Родители были активными участниками. Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики. Их мнение очень важно для меня.
(Слайд 8)
Новизна подобной деятельности заключается в том, что особенностью является ее интегративность с элементами фольклора.
(Слайд 9) говорить к интегративности
Народная музыка, русская речь и основы русского танца благотворно влияют на гармоничное развитие детей с ОНР.
У дошкольников воспитываются волевые качества.
Развивается фонематический слух, восприятие, активизируется речь. Расширяется кругозор детей в области музыки, в сфере музыкального искусства и творчества.
В процессе разучивания танца появляются навыки взаимодействия с партнером, дети учатся ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему.
Разучивают сопутствующие танцу потешки, приговоры, что особенно важно для речевого развития.
Учение для дошкольников должно быть не только приятным времяпровождением, оно должно быть познавательным и интересным.
(Слайд 10) Проводилась работа в комплексе с воспитателями, дети познакомились с историей русского костюма в области изодеятельности по разделу развития речи. (Слайд 11) Расписывали ложки, платки, матрешек.
Когда-то я думала, что само применение танцев на занятиях достаточно.
(Слайд 12) Но, оказалось, что дети с огромным удовольствием занимаются танцевальной деятельностью и в другие режимные моменты: на прогулке, в группе, по словам родителей, и дома.
Поставила задачи:
(Слайд 13)
Главные задачи в моей работе:
формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
повышение интереса детей к народному искусству, привитие хорошего вкуса.
развитие индивидуальности детей, их способности к импровизации, творчеству, развитие образного мышления.
(Слайд 14)
Для достижения задач использую следующие методы:
1. объяснительно – иллюстративный (художественное слово, фольклор);
2. репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
3. исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
4. метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Но приоритетным остаются методы наглядности и подражания.
(Слайд 15)
Вся проделанная работа позволила обеспечить довольно высокий уровень продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в танцах.
В результате работы, по итогам мониторинга, выявлена динамика в развитии музыкально – ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.
(Слайд 16-19) Результаты работы:
Ребята успешно выступали на таких праздниках, как «Праздник Берёзки», «День матери», «День Покрова», «Капустник», «Ярмарка», «Масленица».
Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы.
(Слайд 20) ….
Долго ль с пляской все дружили?
Мне они не говорили.
Знал про то один кот – колоброд,
Что сидел у ворот.
Да убежал кот в овес,
Конец сказки на хвосте унес!
Спасибо за внимание!