Якубовская Елена
Мастер-класс по сказкотерапии для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: ознакомление педагогов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности – с методом сказкотерапии.
Задачи: познакомить педагогов с приемами сказкотерапии
Целевая аудитория: педагоги-воспитатели старших логопедических групп дошкольных учреждений.
Оборудование: клубок вязанных ниток, платок, корзинка.
Мастер-класс включает в себя четыре части: теоретическую, организационную, практическую и заключительную - рефлексивную.
Продолжительность: 12 минут.
Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для детей дошкольного возраста подготовительной группы ДОУ „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Приветствую, уважаемые коллеги. В своем сообщении к вам сегодня, хочу уделить внимание такой системе развития ребёнка, как сказкотерапия. Она для всех нас актуальна ежедневно. И входит в систему образования не спроста. Сказка – это закодированное послание нашим самым дорогим и любимым, нашим детям. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
За много веков человеческой цивилизации в сказках накопился весь опыт, приобретенный человечеством. В них можно найти решение любой задачи – это хранилище знаний. Здесь можно найти ответ на любой вопрос. О добре и зле. Об усталости и подстерегающей опасности. О том, как преодолевать эту опасность, храня верность своим нравственным принципам. О вере и надежде.
Детские переживания также сильны и важны, как и взрослые, ведь детский опыт накладывает отпечаток на всю жизнь, формирует личность.
Дети очень эмоциональны, для них даже потеря любимой куклы может стать сильнейшим потрясением. Что уже говорить о походе в детский сад, где приходится расставаться с мамой, это всегда стресс.
Сказкой можно помочь любой проблеме, она самый действенный лекарственный метод. Она помогает осознать чувства, определять и управлять ими.
Педагогам предлагается выбрать на подносе вырезанные кружки разных цветов. Эти цвета направленны на распознание работоспособности в данный момент. Это облегчит задачу педагогу – психологу при привлечении участников к практической части и не будет в тягость слушателям. Красный, оранжевый, жёлтый - покажет активную, лёгкую позицию человека. Фиолетовый, голубой, зелёный – пассивную позицию.
- Приступим. На подносе вы видите множество разноцветных кружков. Выберите и возьмите по одному (педагогов с удачной выборкой цветов попросить присоединиться к процессу и выйти в центр).
- На эти 5 минут игры именно вы превратитесь в детей. У меня с собой волшебная корзинка. Я расскажу вам о ней (далее общение проходит с как педагога с детьми). Но для начала, расскажите мне ребята, кто из вас любит сказки? Какие у вас самые любимые сказки? – Переодически, уточняю для слушателей, что я имею ввиду задавая тот или иной вопрос - можно спросить, почему им нравятся эти сказки, о чём они, какой герой нравится, почему, хотели бы они сами попасть в сказку? - Следующее упражнение направленно на самоуважение ребёнка и одновременно устанавливаем обратную связь с ребёнком.
- В этим детском тренинге сказкотерапии должен быть символичный вход в сказку, принятие нового образа и качеств на себя, непосредственна игра и так же символичный выход их сказки.
- У нас есть волшебный клубок ниток, который нам в этом поможет (достаю из корзинки клубок ниток) Мы иногда встречаем его в волшебных сказках. Кто помнит кому помогает волшебный клубок в сказке? (участники начинают отвечать, вспоминаю главных героев, да клубок помогает главному герою в сказке. Он всегда самый смелый, самый добрый, самый умный! А вы сегодня у нас главные герои, поэтому клубок будет знакомиться с вами и переносить вас в волшебное сказочное царство! Он покатится по кругу и кому попадет он в руки, мы поздороваемся с ним - «Здравствуй клубочек» и будем называть свое имя, но имя как в сказках, как наших героев зовут ласково и нежно Аленушка, Иванушка, или величаво Добрыня Никитич, Иван царевич, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Наградите своё имя по- достоинству! (Психолог начинает и показывает пример «Здравствуй клубочек, меня зовут Елена Премудрая». Все по- кругу, награждают свои имена желаемыми образами, когда круг закончен)- Ну вот, теперь мы попали с вами в сказку!
- Далее вы напоминаете детям, что все герои во всех сказках всегда преодолевают трудности, проходя через какие-то препятствия. Вспомнить, какие препятствия встречаются на пути и зачем все эти трудности? Тем самым мы внедряем мысль о том, что дети тоже, как и так герои становится сильнее, храбрее и побеждают зло! Вот через препятствия мы сейчас с вами совершим путешествие. В нашей сказке это заколдованный лес! Чтобы тоже стать храбрыми, смелыми.
Я выбираю к этому моменту самого активного участника, предлагаю ему начать нашу сказку с его помощью. Достаю из корзинки платок. - Завязываем глаза (рассказываю таинственным голосом легенду, что это непростой лес он заколдованный) Всех детей и взрослых нашего царства заколдовала злая колдунья. Они теперь стали, кто ветром быстрым, кто грозным львом, а кто-то совушкой мудрой.
-Представьте, в кого вас бы превратила злая колдунья? Как этот заколдованный зверь рычит, а может быть воет, а может шипит! (все начинают изображать, тем самым они, не произвольно, раскрывают для нас свой ассоциативный образ с собой) И чтобы их расколдовать главному герою нужно пройти через этот заколдованный лес - через ямы, болото, высокие горы. (я веду героя озвучивая сказку, придумывая узкие щели в горе, тот же поход через гору. Всё осуществляется с помощью фантазии Овраг обыгрывается прыжком. Главное, чтобы шумели звери и лес «ожил» для героя. Звуки создаёт и сам психолог. В эту игру можно играть и с одним ребёнком. Игра заканчивается, герою снимают повязку с глаз).
- Ура! Ты осводобил всех детей и нашего сказочного государства! Ребята, давайте поблагодарим героя! (можно похлопать)
Собираемся в круг.
- Ребята вы такие все смелые, находчивые! Мне было с вами в сказке очень весело! Спасибо вам. Пришла пора со сказкой прощаться. Наш клубочек волшебный сейчас нас выведет из сказки. Сейчас мы снова пустим по кругу нам клубок и каждый из вас похвалит себя за сегодняшний сказочный день. Какой он хороший, умный, смелый (клубок идёт из рук в руки детям все себя хвалят и улыбаются себе). До новых встреч. Похлопайте себе.
Далее предлагаю педагогам занять свои места слушателей. Благодарю их.