Катуша Наталья Васильевна
Конспект мастер-класса педагога-психолога «В гости к Песочной Фее»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с песком - это
естественная и доступная для
каждого ребенка форма
деятельности.
Огромное разнообразие видов
игр и занятий с этим
материалом делает его
идеальным развлечением для
детей разного возраста.
Песочная терапия
поможет в развитии внимания,
восприятия, памяти,
Публикация «Конспект мастер-класса педагога-психолога „В гости к Песочной Фее“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных
ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.
Рисование песком стимулирует ускоренное развитие мышления и речи
ребенка, так как, пересыпая песок из ладошки в ладошку, захватывая песок в
кулачок, выравнивая песок на поверхности - все эти движения
непроизвольно влияют на развитие мелкой моторики, и соответственно, на
развитие речи ребенка.
Благодаря таким играм существенно усиливается
желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать
самостоятельно; гармонично и интенсивно развиваются все познавательные
функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и
моторика.
Как должен вести себя взрослый во время совместных игр с песком?
1. Присоединение к ребенку:
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую
информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы,
почувствовать ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный
строй картины - все это входит в понятие присоединения.
2. Искренняя заинтересованность:
Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство
путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который
создал ребенок.
3. Строгое следование общечеловеческой этике:
Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать
фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное
мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение
этического кодекса могут защитить ребенка от психических травм.
Общие условия организации песочной терапии :
Для организации песочной терапии потребуется : песочница, песок, вода,
набор миниатюрных фигурок.
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубое дно.
Таким образом, дно символизирует воду. Голубой цвет оказывает на ребенка
умиротворяющее воздействие, кроме того «голубая песочница» являет собой
миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.
Пять шагов организации игрового процесса
1 Демонстрация песочницы.
Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет:
если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью
воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой
ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей
фантазии.
2 Демонстрация фигурок.
Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать
в руках.
3 Правила игры на песке:
Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком
аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что
нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо
познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед
началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.
Пример:
Вредных нет детей в стране,
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти
простые правила и игры проходят без происшествий.
4 Формулировка темы:
Это шаг осуществляет сказочный герой песочной страны. Он задает
тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии,
он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.
5 Завершение занятия. Ритуал выхода.
Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки,
убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка
и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны,
например:
В ладошки наши посмотриМудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
2. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии
дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015.