Екатерина Герасимова
Мастер-класс для педагогов «Тряпичная кукла «Мамушка» к Дню матери
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в области традиционной русской народной куклы.
Задачи:
- знакомство со славянской куклой: историей возникновения, видами, особенностями изготовления;
- освоение технологии изготовления обереговой куклы Мамушка;
- приобщение к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством;
- воспитание уважения к традициям и обычаям народа;
- расширение кругозора в области народного творчества.
Материалы: ткань, нитки, шерстяные нити, ленты или тесьма.
Содержание:
История и предназначение обереговой куклы.
Темочки:
- День Матери, ноябрь
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
С давних пор человек стремился передать свои знания из поколения в поколение. Приобщение к истокам и в наше время остаётся одним из актуальных вопросов современности. Одним из способов передачи народного опыта служила кукла. На Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Эти слова подчёркивают, какое значение раньше придавали куклам. Куклы сопровождали человека с самого рождения. Первые куклы выступали в качестве оберега, они сопровождали ребёнка по жизни. Но сначала хотелось бы познакомить с историей возникновения и значением кукол.
Мама ожидает своего ребенка: садилась при свечах, брала полоску ткани, делала скрутку, без иголок и когда скручивала приговаривала какой будет её малыш (всё тепло и любовь вкладывала в работу). Для этого мамочка брала «ношеную» ткань, так как она сохраняет родовую силу, принадлежность к роду. И делала младенчиков - «Пеленашек». Укладывала эту куколку в колыбельку – она оберегала младенца. Когда рождался мальчик мама вышивала на фартуке коня, делала игрушку Коника, а когда рождалась девочка делали куклу и выставляли эти игрушки на окно.
Накрутит мама из разных лоскутков куколок и подвесит ребёнку в колыбель «Кувадки» – похожих на наши погремушки. Ребёнок играя с ними- познает мир, мир своей семьи, принадлежность к своей семье.
Игрушки для младенцев делали и старшие сестрички, то же из ткани, гороха или круп - «Шитки и Погремушки». Очень ценились игрушки переданные от бабушек и дедушек. Мастерили и мишек и козочек и бабочек.
Дитя подрастало и что бы его можно было оставить одного, ему делали зайчиков, с которым можно поиграть, пошептать ему что – то на ушко и поговорить, называлась эта игрушка – «Зайчик на пальчик».
До 7 лет и мальчики и девочки играли в одни и те же куклы, одевались в просторные рубахи и девочек коротко подстригали. Они вместе играли в куклы, сами их делали (в свадьбу, где сами готовили костюмы для жениха и невесты) или пеленашку из брёвнышка (чтобы девочки привыкали к весу ребёнка и в будущем аккуратно носила его). Девочкам рано прививали материнские чувства, с 7 лет им начинали растить косы и мама дарила дочке куколку зерновушку или крупеничку (набитую зерном, она была помощницей девочки, размером с горшочек, который она могла поднять и объясняла мама крупы насыплешь по пояс, воды нальёшь по горлышко, а каши свариться по макушку. У каждой девочки была «Кукла – подружка», которая во всём помогает ей.
Девочка подрастала и сама мастерила себе куколку на выхвалку -«Простоволоску», на пасху ходили гулять с этими куклами по деревне и старики оценивали их работы, какая девочка будет хозяйка, а к 13-14 годам она должна была создать уже полноценную куклу с вышивками на костюме. И когда кукла нравилась старикам, её приглашали на посиделки к старшим девушкам занимавшимися рукоделием, куда могли прийти и парни, которым давали этих куколок в руки и наблюдали, как они себя ведут. Готов ли парень к женитьбе.
А на свадьбу мама делала для молодых «Куклы- неразлучники», на берёзовой ветке были соединены муж и жена, а потом когда семья росла, то добавляли на эту веточку и детей (пеленашек).
Кукол берегли, передавали по наследству. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы.
Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Создание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Сегодня мы изготовим куклу Мамушка – это обереговая кукла. В ней сокрыт символ любви матери – прародительницы к последующим поколениям.
Алгоритм выполнения.
Технологическая карта
Берем прямоугольник ткани для скрутки. Размер зависит от высоты куклы и плотности ткани. Цвет не имеет значение. Необходимо, чтобы получился устойчивый столбик в среднем высотой 10 -12 см.
Фиксируем цилиндр ткани ниткой. Делаем обережный крест красной нитью.
Накладываем наполнитель в районе головы. Так лицо будет более круглое. Некоторые мастера не делают этого – голова кажется квадратной.
Накрываем квадратом белой ткани. Формируем аккуратные складки вдоль лица и закрепляем ниткой
Делаем кисти рук. Берем прямоугольник белой ткани и складываем пополам
Складываем к центру два края как на картинке
Складываем еще раз
Заматываем ниткой
Кладем кисть на прямоугольник рукава как на картинке (лицевая сторона ткани)
Обматываем вокруг кисти ткань, делая небольшие складки. В месте соединения краев ткани делаем внахлёст
Закрепляем ниткой. Наматывайте нитку так, чтобы после выворачивания не было видно ниток, которыми обмотана кисть
Выворачиваем рукав
Накладываем немного наполнителя в районе груди. Закрепляем края ткани по талии
Приматываем руки в районе шее кверху кистями
Сверху прикладываем прямоугольник ткани как на картинке – лицевой стороной к кукле, ткань поверх головы. Края ткани накладываем внахлёст с обратной стороны и приматываем ниткой в районе шеи
Опускаем ткань рубахи вниз
Заматываем на талии.
Прикладываем лоскут ткани как на картинке - лицевой стороной к кукле в районе туловища. Края ткани сзади делаем внахлёст и приматываем ниткой по талии
Опускаем юбку вниз
Берем несколько лоскутов на фартук. Чем больше, тем красивее. Учитывайте общую цветовую гамму куклы
Привязываем фартук к кукле
Из лоскутов ткани делаем повойник – нижний платок. Приматываем ткань ниткой по линии шеи.
Лоскутов может быть несколько разных расцветок. Можно использовать ленту и кружево. Берем небольшие лоскуты, чтобы не увеличивать объем головы
Накрываем голову большим треугольником ткани – платком. Аккуратно формируем складки вокруг лица. Завязываем концы сзади.
Делаем пояс из ленты или ниток. Можно пояс украсить бусинами. Пояс, как и фартук имел обережную функцию, поэтому должен был обматывать женщину 2-3 раза. Завязывался пояс с левой стороны. Концы пояса должны быть ровными по длине, что говорило об аккуратности женщины.
Основным элементом куклы Мамушки являются дети. Чаще всего они выполняются в виде простых Пеленашек. Принято мотать две пеленашки: одну с синим платком, другую – с красным, как принадлежность к полу. Но каждая мастерица делает свою куклу, поэтому количество и вид малышей может быть разным.
Пеленашку скручиваем из недольшого куска ткани. Закрепляем ниткой.
Итог.
Наша кукла хороша
Ты, Мамушка, краса.
В доме русском ты живешь,
Детям счастье принесёшь.
Мы традиции все помним
И не станем забывать.
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять.
Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными.
Будем куколок вязать,
Сами будем наряжать.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Спасибо за внимание.