Лидия Антоновна
Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском сад для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском сад.
Мастер-класс «Технология «сторисек» в детском саду»
Цель: овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников
«Что такое сторисек»?
Публикация «Мастер-класс „Технология „сторисек“ в детском сад для педагогов» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сторисек. Технология
- Темочки
Научить читать проще, чем научить хотеть читать или любить читать. Существует много различных методов и приёмов овладения навыками чтения, а также существуют методы, приёмы и даже проекты, вызывающие интерес к чтению. Один из таких проектов «Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.
Цели «Сторисека» : разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения. Первоначально сторисек задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
Задачи «Сторисека» :
- чтение хороших книг
- расширение кругозора
- пополнение и расширение словарного запаса
- развитие навыков осмысленного чтения
- навыков обсуждения художественного произведения
- социальных навыков
- стимулирование интереса к книге.
Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.
Этапы работы над созданием Сторисека.
Подготовительный этап.
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
- книга, соответствующая возрасту детей;
- качественные иллюстрации.
2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;
4. Разрабатываются литературные игры;
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Этап продвижения.
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;
Основной этап.
1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).
2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).
Завершающий этап.
Собираются впечатления о книге (произведении, уточняется запрос детей.
Сторисек по сказке Сутеева В. Г «Мешок яблок»
Компоненты для сторисека по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»
1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
2. Мешок (чемодан).
3. Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».
4. Биография автора (интересные факты из жизни).
5. Аудио сказка (CD).
6. Мультфильм (DVD).
7. Загадки про животных и овощах.
8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).
9. Муляжи яблок, грибов, капусты, морковки, картошки, свеклы.
10. Шнуровка с изображением яблони, домика Зайца, Ежа и др.
11. Трафареты с животными и овощами.
12. Раскраски по сказке и карандаши.
13. Настольные игры: домино, домашние животные, лото.
14. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных, о деревьях.
15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
16. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).
17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.
18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.
19. Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например, дичка).
20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.
21. Викторины о диких животных, овощах.
22. Создание коллажа из картинок.
23. Скороговорки о животных.
Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.
План сторисека «Мешок яблок»
1. Чтение сказки «Мешок яблок» с показом иллюстраций.
Вопросы детям:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что понравилось?
- Кто главный герой сказки?
2. Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.
Много бед таят леса
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк в тревоге,
От беды уносит ноги
Ну – ка быстро отгадай-ка.
Как зверёк зовётся? (заяц).
Заяц зайцу говорит
Мне б его да аппетит
В аппетите мало толку
Мне бы зубы как у… (волк).
Сделал дыру, вырыл нору
Солнце сияет, а он и не знает (крот).
Окраска сероватая
Повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая
Известная персона это (ворона).
Сжался ты не развернёшь,
На клубок, на мяч похож,
Сто иголок, а не шьёшь
Не хочу ответил … (ёж).
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт (коза).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь).
- Зачем заяц отправился в лес?
- Что нашёл в лесу заяц?
- Почему яблоня называете дикой?
- Сколько яблок набрал заяц?
- Какой у него (зайца) характер?
- Кого первого встретил заяц у яблони?
- Какая по характеру ворона?
- Каким вы представляете себе Медведя?
- Кто подбежал потом к Зайцу?
- Как относится автор к бельчатам?
- Кто встретился Зайцу по дороге еще?
- Где встретил Заяц волка?
- Какой волк?
3. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).
- Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
- Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?
- А кто ничего не принёс?
Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
4. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
5. Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи волка и зайца с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками.
6. Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?
- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?
- Как главный герой проявлял себя в разных ситуациях при встрече с бельчатами, кротом, волком?
- Какими качествами он обладает?
- Заяц положительный или отрицательный герой сказки?
- Кто противоположный герой? Почему?
- Какой вопрос задаёт ворона в конце сказки?
- Как вы на него ответите?
- Какая главная мысль в сказке?
- Чему сказка учит?
7. Предложить детям раскраски по сказке.
8. Просмотр мультфильма.
9. Подвижная игра «Найди следы медведя. Волка, зайца и т. д.».
10. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».
11. Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».
Литература:
1. Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек»[Электронный ресурс]/М. И. Лынская. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Ftinaocenter.ru%2Fdata%2Fattachments%2F6e7f48e7124fb1810.pdf&name=6e7f48e7124fb1810.pdf&lang=ru&c=5757f350920a.
2. Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.). – Режим доступа: https://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf.
3. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK»(сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.