Лариса Тихонова
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения
при ознакомлении дошкольников со стихотворением»
Разработала и провела:
воспитатель Тихонова Лариса Валерьевна
«Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучиться к гармонии
русского слова, сердце преисполниться
чувством изящного, пусть поэзия
действует на них так же, как и музыка»
В. Белинский
Публикация «Мастер-класс „Технология продуктивного чтения при ознакомлении дошкольников со стихотворением“» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Ознакомление со стихотворениями – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действует на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Ознакомление со стихотворениями для дошкольников имеет огромную пользу:
- расширяет кругозор;
- развивает память;
- обогащает словарный фонд;
- формирует речь (дикцию и дыхание).
Поэзия для детей – отдельный и очень важный жанр детской литературы. Она окружает ребенка с первых дней его жизни: колыбельные песенки, пестушки, прибаутки – это древние жанры, кажется, всегда существуют внутри нас, впитанные с молоком матери.
Чтение поэзии вслух особенно важно: рифмованные строчки задают особый ритм, учат ребенка с самого раннего возраста чувствовать красоту звучащей речи и поэтические слова. Простые, но выразительные образы детской поэзии открывают перед ребенком всю красоту окружающего мира. Ведь хорошие детские поэты любимы маленькими читателями именно потому, что смотрят на мир их глазами. Они подмечают удивительные свойства привычных для нас вещей, которые ребенок видит и узнает впервые в жизни. Начинать знакомство ребенка с поэзией нужно с плеяды наших любимых авторов: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто и др.
Окружая малыша выражениями в разнообразных литературно- художественных форматах, мы, несомненно обеспечим, не только становление у него осмысленно правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение. Знакомство со стихотворениями лучше проводить по определенной системе. Для этого лучше всего подходит технология продуктивного чтения.
Давайте вспомним ее алгоритм:
1. Работа с текстом до чтения;
2. Работа с текстом во время чтения; На второй алгоритм нужно обратить больше внимания.
Аккуратно обходиться со стихотворным текстом, прерывать его нужно в определенных местах, чтобы не потерялась напевность, мелодичность, рифма.
А с другой стороны можно остановиться для того, чтобы договаривали дети по смыслу или рифме.
Например: Хвостик – на подушке,
На простынке – (пауза - договаривание) ушки
3. Работа с текстом после чтения.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мастер – класс с применением технологий продуктивного чтения с использованием пособия (тетрадью) по введению в художественную литературу «Наши книжки».
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться со стихотворением, которое написал Юлиан Тувим, называется оно «Овощи».
- Как вы думаете о чем говориться в этом произведении? (ответы и предположения)
- А теперь давайте послушаем это стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-о-ох! (Стараться произнести эмоционально, чтобы вызвать желание детей повторять за вами)
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка иль свекла? О-о-о-ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (далее, прежде чем называется овощ, взрослый делает паузу, давая возможность сначала сказать ребенку) :
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. О-о-о-ох!
Накрытые крышкою в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке (далее, прежде чем называется овощ, взрослый делает паузу, давая возможность сначала сказать ребенку) :
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. О-о-о-ох!
И суп овощной оказался неплох!
- Понравилось вам стихотворение?
- О каких овощах говориться в этом стихотворении? (ответы)
Пояснение: Таким образом, 1. после объявления названия произведения дети предугадывают содержание текста, 2. В ходе чтения текста мы использовали такие приемы как, договаривание:(Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.) и эмоциональный отклик (О-о-о-х)
- Рассмотрите иллюстрацию и назовите разные зеленые цвета.
- А теперь назовите остальные цвета.
- Давайте с вами поиграем в стих, повторяйте за мной строчки картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. О-о-о-ох!
Пояснение – повторение на лучшее освоение текста…
- Что из перечисленного забыл нарисовать художник? (на внимание)
- Какой овощ вам больше всего нравиться?
1. После объявления названия произведения дети предугадывают содержание текста,
2. В ходе чтения текста мы использовали такие приемы как, договаривание:(Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.) и эмоциональный отклик (О-о-о-х)
3. Использовали тетрадь с заданиями, закрепляя текст.
- Дальше мы познакомимся с произведением, которое включает творческое воображение в процессе чтения.
-Стихотворение написал Даниил Хармс, а называется оно «Кораблик»
- Как вы думаете о чем оно? (ответы)
- А теперь давайте послушаем это стихотворение.
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке (что же это за странные моряки)
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки (догадались, кто же это)
Пояснение – предугадывание, воображение….
Только кошки да коты!
- Давайте с вами рассмотрим рисунок. (размышляем, включаем творческое воображение)
- Покажите, где спрятались храбрые моряки?
- Сосчитайте их.
- Где сидят мышки (ответы)
- Объясните карандаш какого цвета надо выбрать? (ответы)
- А теперь давайте вместе со мной проговорим это стихотворение.
- Понравилось оно вам?
Вывод:
1. Работа строилась, так же и в первом стихотворении.
2. Здесь угадывали, каких моряков имел ввиду автор. Это пример, в котором ярко видна технология договаривания.
3. Для закрепления текста, выполняли задания в тетради.
Следующее стихотворение написал Яков Аким, называется оно «Жадина»
-Как вы думаете, о ком это стихотворение? Давайте его послушаем.
Кто держит
Конфету свою
В кулаке.
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,
Кто мелом.
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится —
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище (догадались какое)
ЖАДИНА (слово дети договаривают сами или вместе со взрослым)
Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину (пауза – договаривание)
Не приглашу.
Не выйдет из (пауза – договаривание) жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовёшь его.
Поэтому —
Честно, ребята, скажу
С жадными
Я никогда (пауза – договаривание)
Не дружу!
-Понравилось вам стихотворение (ответы)
-О ком говорится в этом стихотворении (ответы)
-Почему героя стихотворения прозвали жадиной? (ответы)
-А как вы думаете,хорошо быть жадиной (ответы)
-А среди вас есть жадина?
Вывод:
1. Дети узнали имя автора, название, высказали свое предположение о герое.
2. Главный прием этого текста- совместное проговаривание и договаривание.
3. Дети старшего возраста уже могут самостоятельно обсуждать свои и чужие поступки, они знают,что такое хорошо и плохо.
Таким образом, используя данную технологию Технологию продуктивного чтения, дети приобретут опыт читательской деятельности, приобщатся к основам читательской культуры, усвоят важнейшие читательские умения.