Галина Фурцева
Мастер-класс для учителей начальных классов «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему :
Технология критериального оценивания
образовательных достижений учащихся в моей работе
Цель:
Дать общее представление о новой системе критериального оценивания
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения
Публикация «Мастер-класс для учителей начальных классов „Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Мастер – класс подготовлен по материалам авторского международного семинара «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся»( автор: Вартьянова А. А., доцент, Пермского государственного гуманитарно – педагогического университета
Ход мастер-класса :
1. Психологический настрой на работу.
Участники сидят по группам.
Задание № 1: на листе формата А4 нарисовать снеговика. После группы обмениваются рисунками.
Задание № 2: оценить работу коллеги (по пятибалльной шкале, сделать письменный комментарий, почему поставлена та или иная оценка. После группы возвращают рисунки назад.
- Все ли довольны полученной оценкой? Почему.
- Вот это и будет темой нашей встречи – Критериальное оценивание.
2. Выступление с презентацией
а) В основе традиционной системы оценивания лежит нормативный подход - сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т. е. результатами большинства школьников.
При такой системе трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нем желание учиться, трудиться и сделать его успешным.
Основными показателями успешности ребенка являются личная динамика развития и желание учиться. Чтобы научиться сравнивать вчерашние результаты ребенка с его сегодняшними достижениями, надо кардинально изменить систему оценивания.
Десятилетиями существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков :
• учитель выполняет контролирующую функцию;
• отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
• отметки, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
• система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;
• традиционный подход оценивания не позволяет увидеть ученику динамику собственного развития, успеха;
• такая система часто имеет травмирующий характер, не способствует положительной мотивации;
б) Широкое распространение технология критериального оценивания получила в школах Международного бакалавриата с 1968г. В выборе и определении учебных планов, методов, форм, приемов оценивания принимала участие группа профессиональных педагогов из союза международных колледжей (A. Peterson, J. Goormaghtigh, R. Peel, K. Hahn и др.) Критериальное оценивание всецело опирается на концепцию компетентностного и системно-деятельностного подходов и, безусловно, является личностно-ориентированным.
Определение понятия критериального оценивания и его роли в формировании ключевых компетентностей учащихся
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на образовательные достижения учащихся и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Критериальный подход к оценке позволяет получить возможность :
• определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
• получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
• дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);
• выразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
• повысить объективность оценки знаний.
Критериальная система оценивания особенно хорошо работает в средних и старших классах школы, когда школьники начинают рассматривать процесс обучения как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.
Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке знаний, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.
индивидуального результата с заранее определенными критериями.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования; способствующий формированию ключевых компетентностей учащихся.
Критерии оценивания разрабатываются по каждому предмету. При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе, осуществления оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Формирующие отметки не влияют на итоговые. Цель – снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении материала. Формирующее оценивание позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Количество формирующих оценок не регламентируется. Право учителя – выставлять при формирующем оценивании отметки или нет.
Предназначение констатирующего (итогового) оценивания – определение уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки ключевых компетенций, отработанные в процессе изучения материала. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т. д.). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по предметам за отчетные периоды (четверть, полугодие). Констатирующая отметка выставляется по критериям, которые доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, родителям). В течение отчетного периода учащийся получает не менее двух отметок по каждому из критериев в зависимости от общего количества учебных часов, выделенных на изучение предмета.
Констатирующие работы составляются с использованием максимального количества критериев. Критерии тщательно отбираются с целью измерения уровня достижений каждой возрастной группы. Каждый уровень достижений, который отмечается определенным баллом, содержит описание-дескриптор, что, с одной стороны, позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого уровня, а с другой – облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе. В конце отчетного периода по результатам констатирующих работ формируются средние баллы по каждому критерию. Сумма средних баллов переводится в четвертную и полугодовую отметку в соответствии с общепринятой пятибалльной системой. Для выведения такой отметки используется интегральная формула с учетом процента успешности по всем критериям по определенной шкале (0-49% – «2»; 50-69% – «3»; 70-87 – «4»; 88-100 – «5»). Процент определяется отношением суммы средних баллов по всем критериям к сумме максимально возможных баллов. Учащимся выставляется годовая отметка по сумме полугодовых отметок (8-10 баллов – «3», 11-13 – «4», 14-15 – «5»).
Общая оценка изученного предоставляет учащимся сведения о результатах процесса преподавания и обучения, а также совершенствует его, измеряет понимание ключевой идеи и стимулирует деятельность учащихся. Цель общей оценки – показать учителям четкую картину понимания учащихся. Это – кульминация процесса преподавания и учения.
3. Демонстрация критериальной работы по познанию мира в 3 классе
Объясняю последовательность работы по презентации
4. Рефлексия
Возвращаемся к рисункам.
Составляем критерии :
В рисунке должно быть:
1.3 круга
2. Присутствует головной убор
3. Не менее 3-х цветов
4. Изображено лицо
5. Элементы творчества
-Как легче оценивать?
Желаю удачи!