Любовь Царькова
Сторителлинг — как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании, а проблема развития речи детей в младшем возрасте в настоящее время особенно актуальна. Все больше детей в возрасте трех - четырех лет не умеют разговаривать, объясняются жестами, звукоподражанием, криком. Поэтому проблема развития речи у детей в младшем возрасте становится приоритетной. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни именно этого возраста.
Публикация «Сторителлинг — как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
При изучении этого вопроса я натолкнулась на интересный метод развития связной речи - как «сторителлинг». Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Выделяют три вида педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика (слайд 1)
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика, презентация) (слайд 2 – 4)
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Например, можно предложить детям пересказать уже знакомые сказки (слайд 5). В данном случае проводилась индивидуальная работа, где ребенок, используя магнитные фигурки, пересказывал сказку «Курочка Ряба», составляя сюжетную линию по ходу своего рассказа. Такую работу можно организовывать и в подгруппе детей (слайд 6). Здесь дети рассказывают сказку «Гуси-Лебеди», иллюстрируя ее декорациями и персонажами-участниками этой сказки. Педагог оказывает помощь в затруднительной ситуации.
Но больше всего меня заинтересовало использование «Кубиков историй» - как одной из форм сторителлинга. Классические «Story cubes» («Кубики историй») - 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.
Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.
Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. (видео)
В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории или продолжать историю. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
А сейчас я предлагаю вам побыть немного детьми, и попробовать самим составить рассказ, используя кубики историй. (мастер-класс с педагогами)
Рефлексия.